24.06.09

Контейнерный тоннаж: компании работают за еду

В преддверии пика сезона перевозок операторы вновь повысили фрахтовые ставки. Тем не менее, их уровень все еще довольно-таки низок и не покрывает даже эксплуатационные затраты. Однако, компании готовы работать и по таким ставкам, отказываясь ставить суда на прикол.

Несмотря на определенную стабилизацию фрахтового рынка контейнерного тоннажа, к концу мая 2009 г. тайм-чартерные ставки, по оценкам Braemar Seascope, были примерно на 20% ниже, чем в начале года. Замерший на протяжении второй половины мая на отметке 42,6 пункта Braemar Container Index в начале июня вновь снизился на 1,61 пункта или 3,9%. С 387 до 372 пунктов за тот же период снизился и индекс Maersk Broker's.

Динамика Braemar Container Index в мае-июне 2009

Контейнеровместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

12.05

19.05

05.06

15.06

510

GL

3.33

3.44

3.44

3.33

700

GL

3.75

3.60

3.60

3.40

750

G

4.02

3.75

3.75

3.75

1000

G

3.90

3.90

3.90

3.80

1100

G

4.67

4.67

4.67

4.44

1350

G

2.87

2.84

2.84

2.74

1600

GL

3.37

3.33

3.33

3.33

1700

G

3.40

3.48

3.48

3.21

1750

G

3.59

3.78

3.78

3.40

2000

G

1.50

1.50

1.50

1.43

2500

G

2.68

2.63

2.63

2.58

2800

GL

2.48

2.43

2.43

2.34

3500

GL

1.85

1.85

1.85

1.81

4500

GL

1.46

1.41

1.41

1.41

Итого

 

42.86

42.60

42.60

40.97



G - с грузовыми средствами GL - без грузовых средств Источник: Braemar Container Shipping&Chartering

Единственным утешением владельцам контейнерного тоннажа служило то, что к концу мая ставки практически остановили свое падение, а операторы прекратили возвраты судов из чартеров, продлевая их на вновь оговариваемых условиях. Аналитики обращают внимание на крайне сузившийся диапазон значений тайм-чартерных ставок для контейнеровозов независимо от типоразмера и возраста практически в пределах 4000-5000 USD/сут.

В то же время, по оценке брокеров Contex, рыночный уровень ставки для судна вместимостью 2500 TEU по состоянию на начало июня должен составлять 5464 USD/сут. По мнению Braemar Seascop, судовладельцы соглашаются на такие низкие тайм-чартерные ставки (не покрывающие даже текущие издержки) лишь для того, чтобы не ставить суда на прикол и не нести еще большие расходы. По подсчетам морских аналитиков, сейчас линейный сектор тратит на суда, выведенные в отстой, около $4 млн. в сутки.

Динамика средних ставок Braemar Container Index в апреле-мае 2009

Контейнеровместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Средние тайм-чартерные ставки, USD/сут.

01.05

15.05

29.05

12.06

510

GL

3000

3100

3100

2950

700

GL

3750

3600

3600

3400

750

G

3750

3500

3500

3500

1000

G

3900

3900

3900

3800

1100

G

4200

4200

4200

4000

1350

G

4350

4300

4300

4150

1600

GL

3900

3850

3850

3850

1700

G

4500

4600

4600

4250

1750

G

4750

5000

5000

4500

2000

G

5250

5250

5250

5000

2500

G

5500

5400

5400

5300

2800

GL

5500

5400

5400

5200

3500

GL

6000

5800

5800

5700

4500

GL

7000

6750

6750

6750



G - с грузовыми средствами GL - без грузовых средств Источник: Fairplay

По данным ASX-Alphaliner, на конец мая на приколе находилось более 500 судов-контейнеровозов суммарной вместимостью 1,32 млн. TEU. Лидерами являлись компании MISC - 28% флота, Zim - 20%, APL - 19%, "К" Line - 11,2%, Maersk Line - 6%. В то же время аналитики отмечают, что вторая мировая судоходная компания MSC сократила свой тоннаж только на 1%, а компании CMA-CGM и Hapag-Lloyd, занимающие соответственно третье и пятое место в списке крупнейших мировых перевозчиков, практически не уменьшили свой действующий флот.

Обозреватели отмечают, что среди контейнерного флота, остающегося на приколе, с 25% до 40% выросла доля тайм-чартерного тоннажа, в то время как оригинальные судовладельцы в преддверии пикового сезона постарались вернуть часть своих судов в эксплуатацию. Кроме того, в ближайшие два месяца истечет срок действия чартеров для тоннажа суммарной вместимостью 400 тыс. TEU, что еще более усилит давление на рынок.

По оценкам Drewry Consultants, по сравнению с 2008 г. контейнеропоток из Азии в целом упал на 14,4%, а из стран Юго-Восточной Азии - на 18,4%. Падение объемов переработки контейнеров в портах к концу 2009 г. прогнозируется на уровне не менее 10%. Как пишет TradeWinds, по итогам мая т.г. крупнейший контейнерный порт в мире Сингапур снизил объемы перевалки грузов более чем на 20,3% и обработал 2,09 млн. TEU. Остаются в минусе и крупнейшие порты Китая - Шанхай и Шэньчжэнь. По сравнению с маем 2008 г. Шэньчжень снизил перевалку контейнеров до 1,47 млн. TEU или на 16,4%. В Шанхае контейнерооборот составил 2,07 млн. TEU, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года означает снижение на 12%.