27.04.07

Контейнерный тоннаж: лидеры получат все

Процесс слияния и укрупнения операторов рынка контейнерных перевозок будет оставаться основной тенденцией в течение ближайших 5-8 лет. К 2015 г. не менее 80% данного сектора перевозок будет приходиться на долю 10 крупнейших компаний.

В марте-апреле произошло дальнейшее укрепление контейнерного рынка, нашедшее свое отражение в динамике Braemar Container Index (BCI). С середины марта по середину апреля BCI вырос на 3,55 пункта или на 2,6%. Под влиянием спроса на тот или иной типоразмер контейнерного тоннажа этот рост носил неоднозначный характер.

Динамика Braemar Container Index в марте-апреле 2007 г.

Контейнеровместимость тоннажа, ТEU Наличие грузовых средств Контейнерный индекс
15.03.07 22.03.07 05.04.07 12.04.07
250 G 4,94 5,08 5,32 5,08
520 G 10,15 10,15 10,50 10,50
510 GL 7,94 7,83 8,06 8,33
750 G 9,64 9,43 9,38 9,38
1000 G 16,13 15,75 15,75 15,90
1100 G 10,67 10,89 10,89 11,11
1600 GL 17,51 17,19 17,71 17,71
1700 G 22,69 22,69 22,69 22,84
2000 G 9,13 9,38 9,63 9,63
2500 G 10,82 10,82 11,43 11,43
2900 GL 8,60 8,70 9,20 9,20
3500 GL 6,48 6,70 6,82 6,82
Итого 134,37 134,61 137,12 137,92


G – с грузовыми средствами
GL – без грузовых средств

Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.


Для фидерного тоннажа вместимостью 250-520 TEU, независимо от наличия/отсутствия грузовых средств, в рассматриваемом периоде индекс вырос на 2,8-4,9%. Для более крупных фидерных контейнеровозов вместимостью 750-1000 TEU индекс вообще имел отрицательную динамику.

Определяющим фактором положительной динамики стали контейнеровозы вместимостью 2000-3500 TEU, для которых рост BCI составил 5,2-6,9%. Для данной категории тоннажа уже в начале апреля отфрахтовки с июля-августа считались «спотовыми» позициями. Согласно данным Hamburg Shipbrokers Association для тоннажа контейнеровместимостью 2300-3400 TEU ставки за слот за последний месяц выросли с $9,51 до $10,5 или на 10,5%.

Еще одним свидетельством укрепления рынка контейнерного тоннажа в феврале-марте стала тенденция к возврату долгосрочных тайм-чартеров продолжительностью 3,5; а иногда и 8 лет, как для новостроя, так и для действующего флота. Именно такие сроки были характерны для рынка контейнерного тоннажа в 2004-2005 гг. Разница лишь в уровне ставок, который тогда был значительно выше.

Сейчас же ставки лишь приближаются к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом, перспективы развития контейнерного рынка, во всяком случае, для тоннажной группы выше 2000 TEU, в условиях его явной нехватки остаются достаточно оптимистичными, как минимум до середины лета. Такого же мнения придерживается и Clarksons, прогнозируя позитивный тренд в развитии рынка контейнерного тоннажа до конца 2007 – начала 2008 г. В качестве основного аргумента приводится интенсивный рост промпроизводства в Китае, Индии, Вьетнаме и странах Ближнего Востока.

Представительные тайм-чартерные ставки на контейнерный тоннаж в марте-апреле 2007 г.


Контейнеровместимость, TEU Период отфрахтования, мес. Тайм-чартерная ставка, USD/сут. Фрахтователь
597 16 8400 Seaborde Marine
847 12 8050 OOCL
1118 12 12250 Emirates Line's
2456 24 20500 CMA CGM
2452 38 21000 SUD
2741 24 21700 CSAV
3039-3098 36 22950 CMA CGM
3534 60 25500 Pacific Int. Lines
3586 36 26950 К-Line
6500 180 34325 Yang Ming Group


Источник: Fairplay


Уже сейчас, согласно данным AXS-Alpha Lines, еженедельный контейнеропоток в направлении Дальний Восток–Европа достиг 250 тыс. TEU. При этом на долю трех ведущих компаний Maersk, MSC и CMA CGM приходится в общей сложности 42,5% этого потока (20,7%, 11% и 10,8% соответственно). Интересно, что примерно такую же долю (Maersk – 23%, CMA CGM – 17% и MSC – 14%) эти компании занимают на украинском контейнерном рынке.

Сейчас с судозаходами в украинские порты работают 14 из 56 океанских еженедельных контейнерных сервисов, обслуживающих перевозки в направлении Дальний Восток–Европа. С июня 2007 г. Grand Alliance, членами которого являются Hapag Lloud, NYK, OOCL и MISC, планирует новый еженедельный контейнерный сервис с ротацией портов: Шанхай – Нингбо – Шекоу – Сингапур – Дамьета – Стамбул – Констанца – Одесса – Измир – Дамьета – Сингапур – Шанхай. Его будут обслуживать 7 контейнеровозов вместимостью 3000 TEU.

Увеличение объемов тоннажа на магистральных контейнерных перевозках и дальнейший процесс слияния и укрупнения линейных перевозчиков останутся основными тенденциями контейнерного рынка в течение ближайших 5-8 лет. По мнению участников проходившей в начале апреля в Сингапуре конференции «Sea Asia», с 2015 г. не менее 80% рынка линейных контейнерных перевозок будет приходиться на долю 10 крупнейших компаний по сравнению с 60% в настоящее время.

Эти тенденции наглядно отслеживаются и в Украине. Уже в мае нынешнего года в Ильичевском порту ожидаются судозаходы контейнеровозов вместимостью до 5000 TEU, а суммарный контейнерооборот трех ведущих перевозчиков (Maersk, CMA CGM и MSC) перевалил за 50% общего объема украинских портов с четко выраженным трендом к дальнейшему росту.

В условиях достаточно стабильного укрепления контейнерного рынка портфель заказов на контейнерный тоннаж в течение марта увеличился на 50 судов общим дедвейтом 1708,1 тыс. т или на 3,2%, что достаточно существенно всего для одного месяца.

Портфель заказов на контейнерный тоннаж по странам постройки по состоянию на 01.04.2007


Страна постройки Количество судов, ед. Суммарный дедвейт, т %

Германия

452 13796889 25,16

Дания

79 5888960 10,74

Япония

83 5375790 9,80

Франция

54 3853330 7,03

Швейцария

40 3433800 6,26

Южная Корея

37 2709602 4,94

Израиль

28 2176100 3,97

Тайвань

35 2174170 3,97

Греция

21 1281300 2,34

Прочие

407 14138082 25,79
ИТОГО 1236 54828023 100,00


Источник: Clarkson Research Services




Лидирующее положение среди заказчиков контейнерного тоннажа занимает Германия, заключившая контракты на строительство 452 контейнеровозов общим дедвейтом 13,8 млн. т. Вторую позицию занимает Дания – 79 контейнеровозов общим дедвейтом 5,9 млн. т и третью – Япония с портфелем заказов 83 контейнеровоза общим дедвейтом 5,4 млн. т.

Более, чем двукратный отрыв Германии от Дании и Японии обусловлен широким распространением здесь схемы KG-финансирования, позволяющей привлечь на льготной основе значительные средства немецких налогоплательщиков. Правда, как следует из отчета Maritime Invest, в этом году дивиденды KG-инвесторов по итогам 2006 г. значительно сократятся, а в некоторых случаях вообще будут равны нулю вследствие уменьшившихся фрахтовых ставок и возросших расходов. По оценкам ведущего банка в области финансирования судоходства – HSH NORDBANK, базирующимся на данных по 172 немецким контейнеровозам, ежегодный рост эксплуатационных затрат составляет 9% и связан в первую очередь с такими статьями, как зарплата экипажей, менеджментское вознаграждение, страхование и комиссии.

Тенденция к росту ставок на фрахтовом рынке нашла также свое отражение как в ценах на новострой, так и в ценах на подержанный тоннаж. О достаточно высоком оптимизме рыночных ожиданий в данном секторе свидетельствует тот факт, что построенный в 1998 г. по контрактной цене $33 млн. контейнеровоз LAURA S (CSAV PERU) вместимостью 2474 TEU в марте 2007 г. был продан за $40 млн.

Представительные сделки на продажу контейнерного тоннажа «сэконд-хэнд» в марте-апреле 2007 г.


Название судна Год постройки Дедвейт, т Контейнеровместимость, TEU Цена, млн. USD

HEIMGLIMT

1985 3900 203 4,50

BLUE SPIRIT

1985 6131 310 4,50

INTRA BHUM

1983 7920 582 4,30

ROERBORG

1990 10345 907 11,00

BIRTE RITSCHER

1995 20346 1452 19,50

KESTREL I

1988 25684 1939 14,00

WHITE SWAN

1989 26132 1939 14,00

SANTA ROSA

1992 30078 1742 21,50

MSC BULGARIA

MSC UKRAINE

1988

1989

31364

30536

1939

1939

14.00 en bloc

LAURA S (CSAV PERU)

1998 33914 2474 40,00

STAR DROTTANGER

STAR DJERVANGER

STAR DRIVANGER

STAR DAVANGER

1978

1978

1978

1978

43051

43051

43052

43793

1344

1344

1344

1454

40,00 en bloc

MAERSK DAMMAM

2002 53511 4713 72,00
Цены на новострой в марте-апреле 2007 г.
Судостроительная верфь Кол-во судов, ед. TEU Срок поставки Цена единицы, млн. USD

Guangzhou Wenchong

2 2500 2010 46,0

Samsung Heavy Industries

4 4250 2009-2010 66,0

Hyundai Heavy Industries

2 4300 2010 68,5

Jiangnan Changxing

4 5100 2010 66,0

Dalian Shipbuilding

6 6500 2010-2011 93,0

Hanjin Heavy Industries&Constraction Co.

5 6500 2009-2010 100,0

Hyundai Heavy Industries

3 8100 2010 120-125


Источник: New Ships, Optima Reports


UGMK.info; 27.04.2007