17.01.06

Контейнерный транзит осушат

Делегация Минтранса РФ представила японским инвесторам проект по использованию Транссибирской магистрали для перевозки грузов из Юго-Восточной Азии на Восточное побережье США. Потенциальный транзитный поток предусматривает использование инфраструктуры РЖД и порта Мурманск.

Презентация прошла в Токио в рамках министерской конференции по международной транспортной безопасности. По мнению директора департамента управления кадрами и сопровождения специальных программ Минтранса Бориса Новосельцева, японским инвесторам может быть интересен именно "мурманский коридор". Он предполагает доставку азиатских контейнеров в Скандинавию и на Восточное побережье США. Ориентировочная стоимость развития нового маршрута - более 500 млн. долларов. Однако участие частных инвесторов в проекте может ускорить и упростить его реализацию. По словам Бориса Новосельцева, в самой России размер государственных и частных инвестиций не позволяет реализовывать масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Бюджетные расходы в этот сектор не превышают 2% ВВП, в то время как среднемировой уровень инвестиций в транспорт в два-три раза больше.

По словам заместителя директора департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса Юлии Зворыкиной, порт Мурманска и Транссиб могут быть использованы и при доставке грузов из США и Канады на азиатские рынки. "В настоящее время контейнеры транспортируются морем, - рассказала она "Гудку", - из портов Юго-Восточной Азии до портов Восточного побережья Америки, и проходимое ими расстояние составляет 20 тысяч миль". По ее словам, транзит через Мурманск сокращает этот путь вдвое. Для увеличения транспортного и экспортного потенциала разрабатывается проект организации Мурманского мультимодального логистического комплекса. Интерес к участию в постройке комплекса на условиях государственно-частного партнерства уже проявил крупнейший грузовладелец - компания "Русский алюминий". Она заинтересована в развитии глиноземного терминала в Мурманске.

Проект развития мультимодального комплекса вполне может при поддержке Минтранса выйти на конкурс для получения средств Инвестиционного фонда правительства. Отметим, что ОАО "РЖД" развивает инфраструктуру железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу за счет своей инвестиционной программы. Как сообщила "Гудку" главный специалист отдела департамента управления перевозками РЖД Светлана Шестернева, выделение средств на эти цели запланировано в программе 2006 года.

По словам президента Национальной ассоциации транспортников Георгия Давыдова, Мурманский порт расположен очень выгодно: из него открывается прямой выход в открытый океан и на основные международные морские коридоры. При этом судам не мешают ни Босфор, ни балтийские проливы, которые контролируются другими государствами, не всегда дружественно настроенными. Кроме того, наличие крупного порта с развитой системой сухопутных коммуникаций важно и при запланированном освоении шельфа Баренцева моря.

По мнению первого вице-президента Международной академии транспорта Александра Кондратьева, проект необходимо было реализовывать еще несколько лет назад, тогда бы он обошелся значительно дешевле. Сегодня вложения на первом этапе должны составить не менее 150 млн. долларов, а общий объем инвестиций - более 500 млн. долларов. Развитие Мурманского узла может форсировать развитие инфраструктуры региона и повысить эффективность грузопроводящей сети европейской части России. Но для этого необходимо соединить в единую сеть несколько разрозненных широтных магистралей.

Между тем Георгий Давыдов опасается, что железнодорожные контейнерные маршруты могут оказаться не очень востребованными. Если контейнерные поезда будут ходить не чаще одного-двух раз в месяц, инвестиции в развитие инфраструктуры вокруг Мурманска станут медленно окупаемыми. Это произойдет в том случае, если Мурманский порт будет использоваться только в интересах потребителей скандинавских государств. Пока этот маршрут готов обслуживать потребности в контейнерных перевозках именно этого европейского региона. Нужно очень четко проводить оценку потенциала грузовой базы для Мурманского транспортного узла, заявил президент Национальной ассоциации транспортников.

Гудок