10.08.09

Кризис логистики

Перенос сроков ввода контейнерного терминала в Усть-Луге не скажется на индустриальной и логистической недвижимости региона: ее развитие, по сути, в зачаточном состоянии. Однако отсутствие единой стратегии участников проекта может оказать влияние на другой логистический проект, реализуемый в Шушарах.

О проблемах, связанных с финансированием строительства Усть-Лужского контейнерного терминала (УЛКТ), заявил генеральный директор терминала Андрей Бессалов. Он сообщил, что финансирование проекта сократилось по причине финансового кризиса. Однако подчеркнул, что проект не заморожен. О причинах, повлекших сокращение объема инвестиций, генеральный директор сказал кратко: между инвесторами возникли разногласия в части сроков завершения проекта, поэтому ввод объекта переносится на год. «Пока же бремя финансирования легло на плечи одного из инвесторов и «Минтранса» (ФГУП «Росморпорт» - «БН.ру»), выступающего инвестором от государства», - добавил он. Впрочем, ситуация серьезней, чем ее описывает Андрей Бессалов.

Нецелесообразно

Владелец УЛКТ - ООО «Национальная Контейнерная Компания». В свою очередь владельцами НКК в равных долях выступают First Quantum и транспортная группа FESCO. Небольшая доля принадлежит компании Eurogate, но главные инвесторы - First Quantum и FESCO. О том, что между акционерами возникли разногласия в части стратегии развития Усть-Лужского проекта, не скрывают в «Национальной контейнерной компании». Дело в том, что в группе FESCO сочли реализацию проекта УЛКТ в запланированные ранее сроки нецелесообразным. Доводы FESCO просты: заявленные сроки устанавливались в условиях растущего рынка, а в кризис существует риск, что запуск УЛКТ при крайне низком грузопотоке приведет к серьезной недозагрузке терминала, и это скажется на окупаемости проекта. Более того, в FESCO опасаются за другой контейнерный терминал, расположенный в Петербургском порту, и который также частично принадлежит First Quantum. По мнению представителей FESCO, запуск УЛКТ может спровоцировать отток грузов с петербургского терминала.

Подобные опасения не беспочвенны, считают независимые эксперты. По мнению директора по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежды Малышевой, в условиях кризиса снижение потока контейнеров на терминалы Большого порта Санкт-Петербург оказалось весьма существенным, и к началу 2010 года можно ожидать снижение объемов перевалки контейнеров на терминалах петербургского порта примерно на 25-27% к итогам успешного 2008 года. Стоит учитывать, что владельцы действующих контейнерных терминалов продолжают свое развитие. Таким образом, в регионе в скором времени ожидается заметный перевес предложения по приему контейнеров с морских судов над спросом со стороны грузовладельцев. Однако, несмотря на это, First Quantum и Eurogate подтвердили готовность запустить проект до конца года. Готовность поддержать проект высказывают и государственные чиновники. Генеральный директор Усть-Лужского филиала ФГУП «Росморпорт» Анатолий Штин сказал: «Мы вложили в этот проект государственные деньги, поэтому заинтересованы в его реализации в заявленные сроки».

В проекте УЛКТ государство представлено в лице ФГУП «Росморпорт», которое проводит дноуглубительные работы за счет бюджетных средств. Возврат денег государству должен происходить за счет портовых сборов с судов, приходящих на терминал.

Тем не менее, очевидно, что отказ FESCO от ранее согласованного графика инвестиций все же отодвинет запуск УЛКТ на более поздний срок, - считают в Национальной контейнерной компании.

Побочный эффект

Задержка в реализации проекта не подпортит планы другим девелоперам, рассчитывающим на развитие портовых территорий в Усть-Луге. По словам руководителя отдела индустриальной недвижимости ASTERA St.Petersburg Веры Бойковой, последние года инвесторы и девелоперы интересовались районом вокруг Усть-Лужского порта исключительно в маркетинговых целях. «Сегодня рядом с Усть-Лугой реализуется всего один проект складского комплекса, но до вступления в активную фазу работ по этому проекту еще далеко. Поэтому остановка строительных работ на контейнерном терминале в краткосрочной перспективе (1-3 года) никак не отразится на окружающей складской инфраструктуре», - говорит она. Однако Надежда Малышева считает, что пострадавшие могут быть – это другой инвестиционный проект партнеров. «В связи с заявлением FESCO судьба других девелоперских проектов «Национальной контейнерной компании» в регионе становится неоднозначна. Проблемы могут возникнуть у «Логистика – Терминал», в Шушарах, так как конфликт, имеющий место между учредителями УЛКТ, может перекинутся и на этот проект», - полагает Надежда Малышева.

БН.ру ; 10.08.09