17.07.18

Кто возглавит Северный морской путь

Создавать новую госструктуру, отвечающую за развитие Северного морского пути (СМП) и прилегающих территорий, правительство РФ не стало, решив наделить этими функциями Росатом. А скоро корпорация и впрямь станет хозяином Арктики: соответствующий законопроект одобрила правительственная комиссия. Ожидается, что появление единого оператора поможет не только форсировать строительство на петербургских верфях ледокольного флота, но и увеличить грузопоток на «студеном» пути.

В законопроекте расписаны полномочия корпорации, ведающей ледокольным атомным флотом, по развитию Севморпути (разрешение на проход там судов выдавала структура Минтранса РФ, и она же обеспечивала в этом районе безопасность мореплавания). Документ будет рассмотрен в ближайшее время на заседании правительства, но существенным образом, по мнению экспертов, вряд ли изменится.

А это значит, что Росатом станет главным распорядителем арктических средств и заказчиком новых государственных программ. Атомщики будут не просто влиять на состояние морского транспортного коридора в Заполярье, но и отвечать за морские порты на всем этом пути, за безопасность, энергетику и навигационные средства. То есть практически все нити управления данной сферой будут находиться теперь в единых руках. Включая приток инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, поскольку одна казна «раскрутить» такие программы не сможет.

Но некоторый круг вопросов, в соответствии с принципом двух ключей, останется у Минтранса России. Предполагается, что он сохранит полномочия по утверждению правил проводки судов по маршруту СМП в акватории полярных морей. Сами же разрешения транспортники будут выдавать по согласованию с главным «высокоширотным» оператором.

А вот порядок навигационно-гидрографического обеспечения на этом трудном пути и на подходах к портам вместе с атомщиками определять станут специалисты Росморречфлота. Правда, для четкого разграничения полномочий придется раздвинуть границы устаревшей нормативно-правовой базы.

Между тем речь идет о круглогодичном функционировании Севморпути, и не только в интересах нефтяников или оборонного ведомства, но и для развития, скажем, арктического туризма. Такое комплексное использование транспортно-логистического маршрута в Северном Ледовитом океане на правительственном уровне рассматривается впервые с советских времен.

Но, чтобы трасса получила второе дыхание, нужно повысить там коммерческую скорость перевозки грузов, значительно улучшив инфраструктуру, и распахнуть морские ворота в Арктику для судов, плавающих под флагами других стран, считают специалисты. Китай уже готов проложить по этому маршруту свой «ледяной Шелковый путь»: созданы рабочие группы по подготовке меморандума о совместном освоении арктической зоны РФ, который может быть подписан уже скоро (китайцев интересует, в частности, транзит сжиженного природного газа).

Большинство из полутора десятков крупных действующих и перспективных проектов в этой зоне пока связано с освоением минеральных ресурсов края. Однако перечень грузов, доставляемых по СМП, непрерывно растет. Годовой объем грузоперевозок в арктическом бассейне два года назад перевалил за знаковую отметку 7,5 млн тонн (примерно столько же транспортировалось по этому пути в советскую пору).

А к 2025 году он может вырасти как минимум в десять раз, то есть арктическая перевалка осилит к тому времени порядка 80 - 90 млн тонн грузов. В том числе за счет уже реализуемых проектов в морских портах Сабетта, Мурманск и др. Такие данные озвучил на Петербургском международном экономическом форуме глава Росатома Алексей Лихачев.

Но для этого, по его словам, Россия должна модернизировать свой самый большой в мире ледокольный флот. Решить эту задачу позволит ввод в эксплуатацию трех атомных судов проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал»), которые строятся на петербургских верфях и предназначены для работы на СМП и в устье полярных рек.

Санкт-Петербургские ведомости