13.06.07

Латвия попала под железную пяту Шенгена

Ситуация с многокилометровыми очередями грузовых автомашин на восточной латвийской границе может перекинуться и на КПП железной дороги. С 1 января следующего года в Зилупе, Карсаве и Индре вводится обязательная пограничная проверка всех товарных поездов, выезжающих за пределы Латвии. Ежесуточно предстоит досматривать около 20 составов по 50 вагонов.

Как сообщила представитель Государственной пограничной охраны Инесе Берзиня, Латвия, вступая в Шенгенскую зону, подписалась под общим для всех стран-участниц, находящихся на внешних границах ЕС, требованием — обустроить этот "периметр" пунктами для контроля грузовых составов. У нас таковых три: два на пути в Россию, в Зилупе и Карсаве, а также Индра на белорусской границе. "Сейчас мы проверяем грузы, следующие по железной дороге, в местах их загрузки, включая порты. Но контроль должен проводиться перед выездом составов из ЕС. Такого не было долгое время, что не соответствует Шенгенской конвенции", — говорит И.Берзиня.

Первые очереди пунктов пограничного контроля в Зилупе и Карсаве появились еще в 2002 году. В августе прошлого года латвийские пограничники заключили договоры с предприятиями Ditton Būve и Gadība, ассигновав чуть более 3 млн. евро на постройку там вторых очередей. В феврале нынешнего года объекты, включающие перроны, фонари, ограждения, пешеходные мостики и системы видеонаблюдения, были приняты в эксплуатацию.

В Индре такой КПП еще предстоит возвести и пока проверять там будут и при отсутствии перрона. Как сообщает И.Берзиня, пограничный контроль каждого поезда займет около 20 минут. По минимальному сценарию проверке будут подлежать только сопроводительные документы на груз. Однако не исключен и срыв пломб с вагонов — для детального ознакомления с их содержимым вместе с работниками таможни. Такая проверка пройдет, например, если стражи границ заподозрят, что в вагоне прячутся нелегальные иммигранты или находятся оружие, уран и другие запрещенные в легальном обороте товары. Таким образом пограничники получат возможность воспрепятствовать выезду в Россию или Белоруссию любого грузового состава из Латвии.

Как сообщила представитель Latvijas dzelzceļš Бирута Саксе, объем перевозок по железной дороге в следующем году ориентировочно составит 50 млн. тонн. "Через Карсаву в сутки в обоих направлениях следует 4 грузовых поезда, через Зилупе — 15, а через Индру — до 50. В каждом около 50 вагонов. Итого — 69 составов. С учетом того, что в Латвию по железной дороге традиционно ввозится намного больше товаров, чем вывозится, то после вступления новых норм проверкам будут подвергаться примерно 20 покидающих пределы Латвии грузовых поездов. Мы были предупреждены, что пограничная проверка приведет к 20-минутной задержке выезжающих за пределы ЕС поездов. Расписание движения будет откорректировано. И надеемся, что дело ограничится проверкой документов", — говорит Б.Саксе.

DELFI (Латвия); 13.06.07