05.06.09

Латвия заманивает транзитные грузы льготами

Латвийские власти разрабатывают проект создания на своей территории крупных логистических центров для хранения транзитных грузов. Для привлечения грузопотока предусматривается введение отсрочки по таможенным и налоговым платежам.

Речь идёт о грузах, импортируемых в Россию транснациональными корпорациями, и экспортных российских потоках, следующих в Европу через прибалтийские порты.

По мнению руководителя департамента транзитной политики министерства транспорта Латвии Андриса Малдупса, хранить импортные грузы в России невыгодно из-за особенностей таможенного законодательства и высоких налогов: «Груз сначала надо довезти до покупателя, а потом взимать платежи, а в России всё наоборот».

Латвийские власти намерены улучшить процедуру таможенного оформления и снизить налоги, чтобы сделать эти операции более привлекательными. «Грузы можно хранить в Латвии и за 24 часа доставлять их в Москву», – говорит г-н Малдупс.

А для российского экспорта, следующего транзитом через латвийские порты, правительство Латвии хочет ввести отсрочку платежей по НДС до момента реализации товара.

В Латвии уже существует проект создания логистического центра в Екабпилсе (около Риги) площадью свыше 200 тыс. кв. м с подъездными путями, способными одновременно разместить и обработать восемь полных железнодорожных составов одновременно.

Исполнительный директор ООО «Санна-литер Терминал» Алексей Цацулин рассказал «Гудку», что инициатива Латвии направлена на перенос части грузов для России, хранящихся сейчас на территории Европы, в Латвию. «Так называемые консигнационные склады Европейского союза, на которых товар для российского потребителя лежит до момента его востребованности в России, могут быть перенесены в Латвию, поближе к Москве», – считает эксперт. Впрочем, по его мнению, эффективность такого шага неочевидна и непонятно, как много компаний согласится на такой шаг.

Российские логистические компании инициативу воспринимают неоднозначно. Латвия – традиционно транзитная страна, и складской инфраструктуры там нет.

По мнению директора логистического оператора «Максилог – Система Комплексной Логистики» Константина Уварова, если предложения Минтранса будут реализованы, у компаний возникнет проблема, как обеспечить доставку грузов в Россию за максимально короткий срок. Эксперт в принципе сомневается в востребованности новых логистических центров. «Латвия пытается пойти по пути Финляндии, через которую в 90-е годы в Россию шёл большой грузопоток из различных стран», – объясняет эксперт. Тогда в отсутствие складской инфраструктуры в России финские логистические комплексы были незаменимы. Сейчас ситуация другая – в России за последние годы сформировалась собственная инфраструктура, поэтому нет разницы, в какой стране хранить товар.

«Логистический рынок движется к стандартам, при которых груз в радиусе 500 км должен быть доставлен клиенту за сутки, в радиусе 1000 км – за двое», – утверждает Константин Уваров. Из Риги, находящейся от Москвы менее чем в 1000 км, нет никаких шансов довести груз клиенту за 48 часов – много времени занимает процесс оформления документов на границе, наблюдаются большие очереди. Таким образом, конкурировать с Финляндией Латвии вряд ли удастся, считает эксперт.

«Гудок», 03.06.2009