27.03.08

Литовский транзит – окно в Европу

Глобализация международных рынков, потребности свободного передвижения людей, товаров и капиталов потребовали от транспортников не только тактического сотрудничества. Сегодня речь идет о согласовании приоритетов развития инфраструктуры международных транспортных коридоров между Европой и Азией на десятки лет вперед.

С вступлением Литвы в Евросоюз и Шенгенскую зону перед Министерством сообщения страны стоит задача формирования основных трансконтинентальных и субрегиональных транспортных коридоров. В связи с этим вся инфраструктура транспортного хозяйства требует кардинальных перемен, на которые из структурных фондов ЕС выделяются огромные средства.

Что все-таки принесло транспортной отрасли вступление нашей страны в Евросоюз и чего мы ждем нынче от вступления в Шенгенскую зону? С этими и другими вопросами «Литовский курьер» обратился к министру сообщения республики Альгирдасу Буткявичусу.

- В последние годы Литва демонстрирует неплохие результаты экономического развития. А сочетание географического положения, наличие железнодорожного, авиационного, автомобильного и водного транспортов предоставляют возможности, которые не могут не учитываться в проектах создания международных транспортных коридоров. Развивая эту мысль, можно сказать, что они гарантируют транспортному комплексу ключевую роль. Не так ли?

- Для Литвы в этом плане особенно важным представляется развитие транспортной инфраструктуры в южной части региона Балтийского моря, включая первый и второй международные транспортные коридоры. Южный и Юго-восточный регионы Балтийского моря объединяют транспортников нашей страны, Польши, Германии и России. Особое значение в этом плане имеет развитие литовско-российского сотрудничества, ибо оно позволяет обеспечить грузами и различными товарами самый западный регион Российской Федерации – Калининградскую область, а также максимально загрузить работой Калининградский порт. Это еще раз подчеркнул в ходе своего очередного визита в Литву губернатор Калининградской области Георгий Боос. Грузопотоки в этом направлении по железной дороге постоянно увеличиваются. Однако, следует отметить, что развиваются эти потоки в одном направлении. Начиная с 2000 года, правительство России ведет протекционистскую политику в отношении своих портов, и Калининградский порт не является исключением. Следует отметить, что в последнее время этот порт уже не справляется с поступающим сюда потоком грузов, и мы считаем эффективными дальнейшие действия российского правительства, направленные на повышение тарифов за грузоперевозки в этом направлении.

- Кстати, о тарифах. Ведь и литовская сторона повысила тарифы на перевозки. А клиента, как правило, настораживают любые изменения в тарифной политике. Не приведет ли повышение тарифов к резкому скачку цен на перевозку грузов?

- Повышение тарифов привело к тому, что мы некоторое время практически не имели грузов в порту Клайпеды. Но со временем положение выправилось, и сейчас Клайпедский грузовой порт обрабатывает значительно большее количество грузов..

Нельзя не отметить и новую позицию Москвы, опровергающую бытовавшее некогда мнение о Калининградской области, как о забытом регионе России. Сегодня Россия видит в этом своем анклаве исключительную важность в развитии транзитных связей со странами Евросоюза и, в частности, с Литвой. Мы же, со своей стороны, тоже заинтересованы в развитии транзита в этом перспективном направлении и уже инвестировали огромные средства в развитие инфраструктуры железных и автомобильных дорог. Теперь Литва ждет ответных действий России, которые позволили бы повысить транзитную роль Клайпедского порта. Важную роль в этом плане мы отводим совместному российско-литовскому проекту, который получил название «2К», который должен отрегулировать грузопотоки в оба порта на конкурентной, взаимовыгодной основе.

- Не могли бы вы подробнее рассказать о проекте «2К», и что в этой связи Литва пообещала России?

- «2 К» - это принцип сотрудничества двух портов - Клайпеды и Калининграда. Этот проект касается не только тарифов. Это сотрудничество в самом широком смысле слова.

Наша республика прекрасно осознает растущие потребности Калининградской области и готова увеличить проходимость своей железнодорожной линии в этом направлении, и даже осуществить реконструкцию дополнительного направления, инвестируя для этого большие средства. Но мы должны быть уверены в том, что эти инвестиции будут взаимовыгодными.

Литва – член Евросоюза, и я полагаю, что российским грузоперевозчикам очень важно получать европейские грузы в своем порту без дополнительных таможенных процедур. Клайпедский порт создает им такую возможность.

Еще один интересный и перспективный проект международного сотрудничества – челночный поезд комбинированных грузоперевозок по маршруту Калининград-Клайпеда-Москва. По аналогичной модели вот уже пятый год успешно работает на маршруте Клайпеда–Одесса поезд комбинированных перевозок «Викинг». Этот проект привел к значительному росту грузоперевозок в направлении Север – Юг. Технические разработки документации «Викинга», наработки по оптимизации таможенных процедур дадут «зеленый» свет грузовым потокам из Калининграда и Клайпеды, и они пойдут со скоростью пассажирских поездов.

Сегодня мы активно обсуждаем с российскими транспортниками вопросы сотрудничества в рамках проекта «Rail Baltica», предусматривающего использование железнодорожной линии с европейской шириной колеи, которая должна соединить все три Балтийские республики с европейскими столицами. По мере строительства этой железнодорожной магистрали, а в Литве первый поезд должен пройти по европейской колее уже в 2010 году, на ключевых участках дороги будут возведены международные центры логистики, способные осуществлять организацию мультимодальных и комбинированных перевозок.

Мы полагаем, что участие России в строительстве европейской колеи на своей территории до Санкт-Петербурга создаст огромные перспективы для грузоперевозок из региона Северо-Западной России в страны Средней и Западной Европы.

-А каково нынче положение с грузопотоками из стран Евросоюза?

- После вступления нашей страны в ЕС практически ничего не изменилось. Потому что у нас различная ширина железнодорожной колеи, и грузы останавливаются на польской границе. Конечно, грузопоток с Запада растет, но в основном он приходится на автомобильный транспорт. На отдельных отрезках дороги, например, Зарасай-Рокишкес-Мариямполе рост составляет 20, а в самом Мариямполе – 40 процентов проезда грузовых автомобилей. Заметно возросло и количество грузов, отправляемых по железной дороге. В целом же рост грузопотоков из Западной Европы довольно большой. Мы уже говорим о 47-48 миллионах тонн по железной дороге и около 53 миллионах тонн, перевозимых автомобильным транспортом. Наша ближайшая цель – изменить этот баланс в пользу железных дорог.

- Разница довольно немаленькая. Значит, придется развивать железнодорожный транспорт?

- Когда появляются потенциальные возможности, то через некоторое время поступают и грузы. Но ни в коем случае не наоборот. Не бывает так, что грузы придут на границу и будут года три ждать, пока мы не построим терминал и линии по их транспортировке. В этом и заключается роль государства. Именно оно должно предусмотреть, как будет развиваться движение грузовых потоков.

Именно так произошло с терминалом для круизных кораблей, который мы построили в Клайпеде. И если раньше сюда приходили в течение года 24-26 круизных кораблей, то когда мы построили современный терминал, в Клайпеде теперь ежегодно швартуются около 60 судов с туристами из разных стран. А когда будет приведена в порядок территория портового замка, откроются новые игорные дома, рестораны и бары, то круизных судов будет еще больше. Уже сегодня перед портовым городом остро стоит проблема – он не в силах на должном уровне обслужить всех прибывающих сюда туристов. А это означает, что совершенствование одной инфраструктуры еще не означает, что потоки грузов или туристов будут расти. Город сам должен создавать свою инфраструктуру. Самоуправление Клайпеды должно подумать над тем, что город покажет туристам, как он их примет. Вот в чем проблема. Это комплексные вопросы, требующие совместного решения и взаимодействия транспортных организаций, туристических учреждений, предприятий сферы обслуживания.

- А каковы наши отношения с соседней Белоруссией. Как активны поставщики грузов из этой страны?

- С белорусскими грузами дела обстоят в целом не плохо. Я могу сказать, что отношения у нас с нашими соседями сложились хорошие. Грузопотоки из года в год растут. Когда в правительстве Белоруссии обсуждались вопросы транспортировки минеральных удобрений, то довольно остро был поставлен вопрос, почему они идут в обход Литвы, самым прямым и дешевым маршрутом. Почему они направляются в самый ближайший порт Клайпеду, а попадают в другие, более отдаленные порты? Я думаю, что в этом вопросе у нас совсем не плохая перспектива. Теперь все зависит от наших предпринимателей, которые должны договориться со своими белорусскими партнерами.

Наша функция как государственной структуры - создать предпринимателям все условия для ведения эффективных переговоров. Мы свою задачу выполнили. Теперь дело за бизнесменами. Они должны вести конкретные переговоры – кто кому и сколько будет платить.

В заключение хочу отметить, что транспортники Литвы всегда открыты для расширения международных связей и готовы к конструктивному сотрудничеству по реализации новых взаимовыгодных проектов.

Литовский курьер; 26.03.08