05.10.05

Логика требует логистики

В Москве состоялся российско-финский семинар по вопросам логистики, транспорта и инфраструктуры. - Взаимные связи наших стран растут, - сказала министр транспорта и связи Финляндии Сусанна Хуовинен, - только за последние три года экспорт из России увеличился на 50 процентов, а импорт - на 39.

По мнению финской стороны, Россия может стать самым крупным торговым партнером Суоми уже в следующем году. Но рост грузопотока требует дальнейшего развития инфраструктуры, пополнения парка современным подвижным составом, а также внедрения новых информационных технологий. Только эти "три кита" могут поднять сотрудничество между нашими странами на новый уровень. На Севере Европы, включая Финляндию и Северо-Запад России, живут более 80 миллионов человек.

И здесь, как подчеркнул посол Финляндии в России Харри Хелениус, экономический рост идет быстрее, чем в других частях Европы. Об этом можно судить по росту пассажиро- и товарооборота между Финляндией и Россией в последние годы. Вот почему особая роль отводится логистике и развитию инфраструктуры, которые, как справедливо было замечено, могут стать катализаторами экономического роста в обеих странах. В связи с этим большое внимание уделяется модернизации железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Данный проект стал приоритетным не только для России и Финляндии, но и вызвал большой интерес в странах Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам специалистов, благодаря скоростному железнодорожному сообщению пассажиропоток между Санкт-Петербургом и Хельсинки может возрасти троекратно. Осуществляется он поэтапно.

Уже в 2008 году от города на Неве до столицы Суоми можно будет добраться всего за 4 часа, а в дальнейшем - за три. Кроме того, к 2006 году будет завершено строительство прямой железнодорожной линии Керава - Лахти, а до 2011 года - модернизация участка Лахти - Луумяки. Министр транспорта РФ Игорь Левитин в своем выступлении подчеркнул, что в последнее десятилетие произошла переориентация товарных потоков в сторону Северо-Запада. Формируется мощный спрос на услуги транспорта, что дало толчок развитию транспортной инфраструктуры. К числу приоритетов Игорь Левитин отнес международные транспортные коридоры "Запад - Восток" и "Север - Юг". Особое внимание он обратил на создание скоростной магистрали Санкт-Петербург - Хельсинки. Для привлечения инвестиций необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства. При этом доля частного капитала должна составлять до 60 процентов. А объем ежегодно привлекаемых внебюджетных средств можно увеличить в 2,5 раза. Железнодорожный транспорт - классическая сфера объединения государственных и частных интересов. Поэтому здесь будет эффективен и механизм концессий. Немалые средства предстоит вложить и в строительство автодорог.

Территория Северо-Западного округа - 1,5 миллиона квадратных километров. Больше иных европейских государств. Однако плотность автодорог мала - 40 километров на 1 тысячу километров территории. В ближайшее время планируется подписание договора о строительстве скоростной автотрассы Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва. Это крупнейший проект за последнее время. К участию в его реализации приглашаются финские компании. Много говорилось и о таких проблемах, как простои в очередях при пересечении границы. На дорогу из Хельсинки в Москву тратится шесть суток. Из них не менее двух суток уходит на "великое стояние" на погранпереходах. Мы теряем на этом 6 миллионов евро в месяц. Сократить время на таможенные процедуры по обе стороны границы никак не удается. Кстати, финны уже проводят пограничный осмотр по ходу поезда. Почему же мы медлим? Тормозится процесс внедрения электронного документооборота. Остается благим пожеланием "зеленый коридор" таможни. По всей вероятности, не хватает профессионализма в работе. В Финляндии принята правительственная программа развития транспорта, где внимание обращено не только на развитие коммуникаций, но и повышение профессионализма специалистов. При этом развитие логистики, качество и скорость перевозок станут главными приоритетами транспортной политики. Те же задачи стоят и перед нашими транспортниками. И решаться они должны без промедления.

Гудок