19.08.13

Логистическая гонка

Распределение еды

Федеральные сети усиливают свои позиции в Пермском крае. Региональные ритейлеры для того, чтобы не отставать от них, пытаются создать собственные логистические системы. Первым в логистической гонке стартовала торговая сеть «Виват», открывшая в мае этого года распределительный центр, площадь первой очереди которого составила порядка 10 тыс. кв. метров. К 2015 году, когда будут построены вторая и третья очереди, его площадь увеличится втрое и составит 30 тыс. кв. метров. По словам Вадима Юсупова, директора ООО «Виват-трейд» (развивает сети «Виват» и «Дельта»), логистический центр сможет обеспечивать товарами 200 магазинов сети.

Через распределительный центр планируется осуществлять поставки товаров напрямую от производителя.

«В то же время, обязательно останется существенная часть продукции, которая всегда будет поставляться через дистрибьюторов, поскольку такова политика производителя. Кроме того, товары местных производителей нет смысла поставлять через распределительный центр, они отправляются сразу в магазин» - рассказал директор сети.

«Новый распредцентр приведет к сокращению количества посредников на пути товара к полке магазина, что отразится на цене товара. Таким образом, новая система логистики позволит сделать ценовое предложение покупателю на уровне федеральных сетей, а по товарам, производимым под собственной торговой маркой и собственному импорту еще более интересными.», - отмечает г-н Юсупов.

Как стало известно «bc», свои позиции в регионе стремятся укреплять не только местные ритейлеры, но и федеральные. Так, один из источников в ЗАО «Тандер» рассказал, что компания сегодня также начала проектирование распределительного центра, который разместится в д. Нестюково Пермского района.

Сроки сдачи объекта — конец следующего года. К этому времени будет построен большой логистический центр со своим автотранспортным предприятием, заправочной станцией, всеми коммуникациями. «По мощностям будущего объекта пока информации нет. В настоящий момент ведутся переговоры с застройщиком», - отмечает источник.

Помимо логистического центра, который появится в Прикамье, у ЗАО «Тандер» в ПФО успешно функционирует подобный объект в Стерлитамаке, а также в ближайшее время компания запустит распредцентр в Екатеринбурге. Сегодня ближайший от Перми распределительный центр компании находится в Ижевске, он обеспечивает товарами около 600 магазинов, в том числе и в Пермском крае.

В «Тандер» утверждают, что появление логистического центра в Пермском крае не связано со строительством гипермаркета «Магнит» на ул. Светлогорская. Не отразится его появление и на планах компании по экспансии в города региона. «За этот год мы открываем на территории края порядка 55 новых магазинов. На логистический центр этот процесс мало завязан. У компании достаточно высокие темпы развития и без него. Конечно, с точки зрения поставок станет удобнее, но это не основной критерий развития сети», - отмечает источник в ЗАО «Тандер». По его словам, главными аспектами развития являются возможность найти на региональном рынке подходящие помещения, которые позволили бы сделать бизнес эффективнее.

Что касается логистического центра в д. Нестюково, то он будет работать на магазины по всему краю. «Его цель — не увеличить присутствие «Магнита» в регионе, а расширить линейку товаров сети». - отмечает источник. При этом на ценовой политике появление распредцентра не отразится.

Мы идем другим путем

По словам директора по развитию сети магазинов «Семья» Елены Гилязовой, в ближайшее время у компании нет планов следовать примеру «Магнита» и «Вивата». «У нас есть собственные складские мощности, которые мы собираемся развивать, но я бы не назвала их логистическими центрами. Они будут расширяться, модернизироваться, проходить дополнительное лицензирование. Пока «Семье» достаточно имеющегося объема складских помещений», - отметила г-жа Гилязова. Она также добавила, что об усилении конкуренции в связи с появлением логистических центров «Вивата» и «Магнита» пока говорить рано. «Это будет зависеть от оптимальности вложений. Время покажет, отразится ли их решение на эффективности бизнеса. Стратегия же «Семьи» направлена скорее на развитие существующей сети », - отмечает г-жа Гилязова.

Другая региональная сеть «Добрыня» также не вынашивает планов по развитию логистики. «Большинство поставщиков сети «Добрыня» поставляют продукцию прямо в магазины, поэтому потребности в распределительном центре нет», - отмечает директор по продажам розничной сети «Добрыня» Юрий Наумов. По его словам, только 4 — 5 поставщиков используют складскую базу сети. «В основном, доставка товаров осуществляется до торговых точек, через базу проходит незначительный объем продукции» - добавляет г-н Наумов.

Что касается стратегического шага торговой сети «Виват», то, по его мнению, на конечной стоимости товаров появление распределительного центра вряд ли отразится. «Скорее, это станет дополнительной прибылью. К тому же, само строительство — дело достаточно затратное» - заключил г-н Наумов.

По мнению экспертов, усиление позиций некоторых сетей в Пермском крае не повлияет и на планы федеральных операторов, не представленных пока в регионе. По словам заместитель главы администрации Перми Виктора Агеева, федеральные сети никогда Пермский край своим вниманием не обделяли и даже сегодня многие присматриваются к региону как с точки зрения расширения присутствия, так и полноценного вхождения на рынок. «Опыт «Ленты», которая в этом году откроет в Перми свой первый гипермаркет на Парковом, для многих ритейлеров станет индикатором. Во-первых, с точки зрения изменения структуры рынка, а, во-вторых, успешности вхождения на пермский рынок. Думаю, после этого можно ожидать появления крупных операторов. Ни для кого не секрет, что по-прежнему «Ашан» ведет переговоры, и я оптимистично смотрю на их приход в Пермь. Рассматривает наш регион на ближайшую перспективу и сеть «О'кей», - рассказал г-н Агеев. Что касается новых игроков на рынке, то, по его словам, конкуренция в Перми не должна испугать новых операторов, если они смогут предложить региону что-то новое в вопросах ценообразования и ассортимента. «Например, «Лента» - далеко не последняя федеральная сеть, она приходит на пермский рынок, потому что у нее своя ценовая политика, свой товарный ассортимент, она рассчитывает быть конкурентноспособной, и на мой взгляд, не без оснований», - заключил собеседник.

Business Class (г. Пермь)