30.06.22

Логистические компании переходят в режим экономии

По разным оценкам, транспортные издержки в конечной цене товара в России в среднем составляют от 20 до 45 процентов в зависимости от вида продукции, грамотности и аппетитов логистических операторов. Но сегодня логистика переживает непростое время. Сначала пандемия приостановила доставки, затем санкции внесли свои коррективы. Кроме того, эксперты прогнозируют острую нехватку водителей для грузоперевозок, и даже называют нынешнюю ситуацию очередным кризисом. А в кризис оптимизация логистических процессов становится важной задачей транспортных компаний: это поможет сдержать рост цен на товары повседневного спроса, а самой компании - удержаться на плаву.

Общий объем перевозок грузов российским транспортом по итогам четырех месяцев 2022 года, согласно данным Росстата, составил 2,29 миллиарда тонн. Из них объем автоперевозок достиг 1,48 миллиарда тонн, увеличившись по сравнению с январем-апрелем прошлого года на 0,9 процента. При этом ситуация на авторынке страны аховая: 52-процентный спад продаж легковых и коммерческих автомобилей в январе-мае. Производство новых грузовых автомобилей средней и тяжелой категории также пока нестабильно, Предложение машин не успевает за спросом, так как многие транспортные компании обновляют парки. Например, стоимость седельного тягача выросла более чем на 15 процентов, а время ожидания исполнения заявки из-за нехватки микроэлектроники и других компонентов превышает год, сообщает консалтинго-образовательный портал GAZ Campus.

В такой ситуации, советует бизнес-тренер по транспортной логистике и продажам, консультант транспортных компаний Камиль Баймухаметов, перевозчикам следует основательно заняться оптимизацией расходов. Сэкономить можно на многих статьях, начиная от офисной бумаги и мебели, исключении необязательных командировок летом в Сочи и заканчивая самыми главными пожирателями бюджета: фондом заработной платы, ремонтными расходами и расходами на топливо. Сервис - только у проверенных официальных дилеров, которые, как правило, постоянным клиентам предоставляют скидки и имеют запас запчастей на складах.

Что касается экономии ФОТ, тут эксперт, конечно, не предлагает сокращать персонал. Тем более что по сравнению с прошлым годом, по оценке Международного союза автомобильного транспорта (IRU), дефицит водителей в России вырос на четверть. И, согласно прогнозам, ситуация с нехваткой рук, способных крутить баранку, только обострится. Поэтому за кадры необходимо держаться, обучать экономичному вождению. И за экономию топлива - поощрять, а за необоснованную трату (а тем паче слив) лишать части премиальных.

При закупке топлива Камиль Баймухаметов советует внимательно мониторить цены и обратить внимание не на сетевых, а на локальных поставщиков: с ними удобнее торговаться. Тем более что ситуация сейчас к этому располагает: в июне цены на "горючку" стабилизировались и даже немного снизились из-за ограничений ЕС на импорт нефти.

Экономия топлива приветствуется и с точки зрения защиты окружающей среды. Специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на ПМЭФ-2022 заявил, что на российские автомобили сейчас нет возможности устанавливать катализаторы. Так что "свежая" продукция отечественного автопрома временно вышла на экостандарт Евро-0. "Для природы это нехорошо, но с помощью современных систем мониторинга транспорта можно снизить выбросы углекислого газа в атмосферу более, чем на 30 процентов. Это смягчает причинение ущерба окружающей среде и повышает экономическую эффективность эксплуатации автопарка", - рассказал "РГ" управляющий партнер ГК "МОНТРАНС" Дмитрий Журавлев.

Итак, каким образом можно сэкономить расход топлива? На многих предприятиях значительную часть времени техника находится в простое, продолжает эксперт. Соответственно, если машины стоят с включенными двигателями, то для компании объем сжигаемого вхолостую топлива просто разорительный. Телематика способна фиксировать эти факты и выдать аналитические выводы руководству предприятия. "В результате оптимизации количества единиц техники и сокращения времени работы двигателей без нагрузки, экономия ГСМ в целом по автопарку перевозчика может доходить до 22 процентов. На такую же величину снижается и количество выбросов углекислого газа в атмосферу", - говорит Дмитрий Журавлев.

Снижение расхода топлива - одна из задач, которую выполняет система контроля и помощи водителю. Девайс контролирует ситуацию на дороге, а также сканирует состояние самого шофера. "Умные" камеры предупредят человека, если тот устал или хочет спать, посоветуют не курить за рулем и не разговаривать по телефону. Также система фиксирует резкие торможения, ускорения, перестроения, значительное превышение скорости, то есть все те факторы, которые влияют на увеличение расхода топлива. По данным статистики, переход от агрессивного вождения к оптимальному помогает снизить расход ГСМ до 5 процентов.

Еще один способ экономии "горючки" - следить за давлением в шинах, и современные телематические решения позволяют делать это в режиме онлайн. Согласно исследованиям Goodyear Tire & Rubber, при понижении давления всего лишь на 2,5 процента расход топлива увеличивается на 15 процентов. "Соответственно, если колеса спущены на 5 процентов, то двигатель начинает потреблять топлива почти на треть больше от номинального режима. В Европе подобные системы являются обязательным оснащением автомобилей, без которой он не пройдет сертификацию", - сообщил Дмитрий Журавлев.

Российская газета