08.09.08

Логистические услуги в Ростове

Уже который год ростовский рынок логистических услуг находится почти в зачаточном состоянии: из-за острого дефицита качественных складских помещений конкуренции между игроками нет. Скорее, напротив — клиенты бьются между собой за каждый подходящий квадратный метр или же начинают строить собственные склады. И опять-таки уже не первый год эксперты прогнозируют бум строительства логистических комплексов класса «А», которые пока появляются в Ростове чаще всего только на бумаге. На этом фоне сегмент транспортных перевозок выглядит более «здоровым» и динамичным: объем перевозимых грузов, по оценкам игроков, растет ежегодно на 35–40%, в основном, за счет клиентов из сферы розничной торговли и строительства. эксперты

Александр Амитон управляющий «Южной логистической компанией»
Алексей Гудухин специалист отдела коммерческой недвижимости компании «Титул»
Людмила Кулешова директор филиала ЗАО «Русская логистическая служба» в Ростове
Алексей Папанов гендиректор «ЭвоТрансКонтейнер»
Роман Чижов директор по логистике «Брукс СВ»
Александр Шнайдер президент «Таллер Кэпитал»
Светлана Яровая руководитель направления складской и производственной недвижимости Astera Oncor
Сколько стоит аренда склада в Ростове?

Почему собственники ростовских складов не спешат вкладываться в их реконструкцию?

Как ростовские пробки могут повлиять на работу перевозчиков?

В 2007 году в Ростове открылся первый крупный логистический терминал класса «А» — «НЛК-Батайск». Его площади в 10 тыс. кв. м, по словам владельцев, были раскуплены задолго до ввода в эксплуатацию. Эксперты отмечают, что пока это капля в море. «Для Ростова складов высокой классности нужно в десятки раз больше и не только крупному федеральному и иностранному бизнесу, но и небольшим стабильным местным компаниям, — говорит руководитель направления складской и производственной недвижимости Astera Oncor СВЕТЛАНА ЯРОВАЯ. — Да, поначалу клиентам будет трудно сразу переплачивать за каждый кв. метр на складе по 10 долларов. Но, в конце концов, подсчитав возросшую выручку благодаря вовремя упакованному и доставленному товару, его хорошему состоянию, предприниматели пойдут на это».

Из-за нехватки складских помещений местные компании начинают строить собственные

По оценке экспертов, сейчас в Ростове работает 6–7 крупных операторов, занимающихся складской логистикой. Лидируют «Северо-Кавказское логистическое предприятие», «Южная логистическая компания», «Славяне» и др. Годовой оборот рынка, по подсчетам самих игроков, — примерно 600 млн руб., рентабельность бизнеса колеблется в пределах 13–15%.

Согласно аналитическому отчету АН «Титул», по сравнению с другими секторами коммерческой недвижимости, рынок складских помещений в Ростове-на-Дону находится на начальном этапе развития. Наибольшую долю в общем объеме занимают пустующие площади промышленных предприятий, сельскохозяйственные склады, хладокомбинаты. Площадь всех складских помещений города достигает 400 тыс. кв. м. Как отмечают эксперты, особенность местного рынка складской недвижимости заключается в том, что около 70% из существующих помещений холодные, в то время как спросом пользуют- ся отапливаемые.

Собеседники «ДК» отмечают дефицит складских площадей и говорят, что в г. Ростове-на-Дону растет количество потенциальных арендаторов. Только в 2007 г. количество субъектов потребительского рынка увеличилось на 320 предприятий розничной торговли и общественного питания. Активный выход федеральных игроков на потребительский рынок повышает спрос на складские услуги, прежде всего, на качественные помещения класса «А» и «В», которых в Ростове крайне мало. Управляющий «Южной логистической компанией» АЛЕКСАНДР АМИТОН подтверждает, что спрос на складские помещения гораздо выше предложения: «Заполняемость всех складов любого качества близка к 100%. Мы, в частности, уже несколько месяцев безуспешно ищем помещения от 3000 кв. м для своих клиентов. И не могу сказать, что цены на рынке завышены: за это время переговоры даже до обсуждения цены не дошли: то, что нам предлагают, не соответствует даже минимальным требованиям современного склада». По словам г-на Амитона, «Южная логистическая компания» завершает строительство склада на 2,6 тыс. кв. м в с. Самарском, доводя общую оперируемую площадь до 34 тыс. кв. м. Как и другие действующие логистические операторы, компания планирует продолжать строительство складских объектов, но, по признанию руководства, новые склады не покроют даже текущего спроса. В условиях острого дефицита качественных помещений крупные компании вынуждены возводить собственные склады. Например, «Ростсельмаш» уже построил логистический центр класса «А» площадью 33 тыс. кв. м. Терминал был построен в течение 2007 года, стои- мость проекта превысила 400 млн руб. Собственные склады построили «Донской табак», «Магнит», «Балтика-Дон», «Иманго» и др.

Специалист отдела коммерческой недвижимости компании «Титул» АЛЕКСЕЙ ГУДУХИН говорит, что владельцы складов предпочитают сдавать их в аренду, сделок по продаже очень мало. «Даже склад класса C или D в черте города или рядом с ним практически не пустует, поэтому продавать его — значит, лишаться высокого и стабильного дохода», — поясняет эксперт. По словам г-на Гудухина, стоимость аренды зависит, в первую очередь, от того, есть ли на складе отопление: 1 кв. м неотапливаемого помещения обойдется клиенту в 170–200 руб. в мес., отапливаемого — в 200–250 руб. По данным Macon Realty, самые дешевые неотапливаемые склады расположены в Ленинском и Железнодорожном районах города (ул. Портовая) — 120 руб. за 1 кв. м в месяц, в центре и районе Стройгородка, Военведа — 140 руб. Самые дорогие — в районах Сельмаш, Нахичевань, Александровка, Орджоникидзе, пр. Ленина, ул. Нариманова — 200 руб. за 1 кв. м в месяц. Ставка на более качественные складские площади, в зависимости от района расположения, колеблется от 200 до 350 руб. за кв. м.

Перевозки доходнее складского хранения

По словам Александра Амитона, специализирующиеся на складской логистике компании зачастую имеют свой автопарк и предлагают услуги перевозки. «Если компания может оказать услуги и по хранению, и по перевозке, это положительно влияет на ее имидж, к тому же многие клиенты отдают предпочтение комплексному логистическому решению», — говорит управляющий «Южной логистической компанией». По его словам, парк компании, работающей по Ростовской области и ЮФО, чаще всего укомплектован малотоннажным транспортом, а крупнотоннажные грузоперевозки отдаются на аутсорсинг.

При этом эксперты сходятся во мнении, что перевозки — совершенно другой рынок, гораздо более рентабельный, нежели складской, и дающий до 30% прибыли. По оценке игроков, сейчас на нем действует порядка 15 крупных компаний, грузоперевозками также занимается около 600 ИП. Собственными складами располагают немногие из них — и не только потому, что средств на такой объект не хватает. Некоторые перевозчики попросту не видят в этом смысла: «Зачем? Это же разные виды бизнеса, — говорит директор по логистике компании «Брукс СВ» РОМАН ЧИЖОВ. — Мы, к примеру, имеем перевалочный терминал для временного хранения грузов, но это не склад».

Директор ЗАО «Русская логистическая компания» ЛЮДМИЛА КУЛЕШОВА говорит, что ежегодно на этот рынок выходит немало новых компаний. «Бизнес кажется простым — купил несколько автомобилей, заключил контракты и — вперед. Однако здесь очень много подводных камней — на рынке очень ценится репутация. Скажем, этой весной резко подорожало топливо, и мы были вынуждены работать по фьючерсным заказам себе в убыток лишь бы не подвести наших партнеров».

Говоря о наиболее перспективном пути развития компании на этом рынке, эксперты разошлись во мнениях. Одни считают, что самый верный путь — узкая специализация. «У нас был автопарк, но потом мы отказались от автоперевозок: сейчас дорожное законодательство выстроено таким образом, что много здесь не заработаешь, — рассказывает г-н Чижов. — При этом у нас появилась возможность сконцентрироваться на узкой нише и достичь успеха за счет специализации на железнодорожных перевозках». Другой точки зрения придерживается гендиректор «ЭвоТрансКонтейнер» АЛЕКСЕЙ ПАПАНОВ. По его мнению, компания, которая осуществляет грузоперевозки только одним видом транспорта, не сможет предложить клиенту наилучшее решение из возможных. «Если у меня будет только автотранспорт, то мой клиент никогда не узнает о том, что его груз лучше доставить по железной дороге, — поясняет он. — Компания знает одну технологию, но в логистике это неуместно: здесь нужно принимать только оптимальные решения». Г-н Папанов считает, что сейчас на ростовском рынке есть несколько лидеров, которые благодаря раскрученному имени получают большую часть заказов. Почти все они делают ставку исключительно на авто. Однако, по его мнению, их доминирование на рынке временное. «Вновь выходящие на рынок молодые игроки будут их теснить, потому что в большинстве своем они хорошо представляют, что нужно заказчику. И теперешним лидерам придется либо уйти, либо пересмотреть свои взгляды на работу», — резюмирует г-н Папанов.

Логисты ждут решения проблемы пробок в Ростове

По словам экспертов, Ростов вступает в новую эру складов класса «А» (см. таблицу на стр. 23). «Уже заявленные проекты суммарно составляют около 1 млн кв. м, однако в строй введут где-то 500 тыс.», — рассуждает Светлана Яровая. Эти планы могут быть реализованы в ближайшие пять лет. Но по ее мнению, эти площади покроют текущий спрос на складские помещения в Ростове. Дальнейшие потребности будут зависеть от динамики развития не только самого Ростова, но и всего ЮФО. «Ростов, являясь очень привлекательным рынком, занимает еще и выгодное географическое положение, удобное для организации перевалочных пунктов крупных компаний, работающих по всему югу, — говорит г-жа Яровая. — Однако в последнее время инвесторы все чаще отдают предпочтение Краснодарскому краю, который стремительно развивается и тоже претендует на звание логистического центра ЮФО».

По мнению Александра Амитона, появление крупных логистических парков необходимо, прежде всего, западным компаниям, приходящим в Ростовскую область и ЮФО. Однако проблему нехватки складов это не решит. «Крупному логистическому парку не очень интересны небольшие клиенты, — объясняет он. — Условия, выдвигаемые логопарками, чаще всего неприемлемы для небольших местных фирм — и по уровню цены, и по срокам, и по необходимому пакету документов». Г-н Амитон полагает, что решением проблемы дефицита складов могла бы стать реконструкция уже существующих, но находящихся в плохом состоянии действующих помещений. Но в условиях, когда клиенты готовы арендовать практически любые площади, хоть как-то подходящие для хранения товаров, владельцы не спешат вкладывать деньги в развитие своих объек- тов, довольствуясь сиюминутной выгодой. Кроме того, управляющий «Южной логистической компанией» называет объективные факторы, препятствующие проведению быстрой реконструкции: зачастую склад имеет нескольких владельцев, в свое время успевших его приватизировать, а также пул из множест- ва арендаторов. По мнению экспертов, с развитием рынка структура собственников складских помещений будет становиться все более прозрачной и простой, а возросший спрос на качественную складскую недвижимость вынудит владельцев складов пойти на эти расходы, в противном случае им придется уходить с рынка. «Мы, в частности, готовы были бы купить такие помещения по приемлемой цене и вложиться в их модернизацию, но пока это делать невыгодно», — добавляет г-н Амитон.

Как прогнозируют эксперты, помимо комплексов на окраинах Ростова, инвесторы начнут вкладывать средства в возведение крупных складских объектов по области. «Сейчас мы начинаем строить в Майской торгово-промышленной зоне логистический комплекс класса «А» на 50 тыс. кв. м, который будет обслуживать бизнес шахтерских городов, — рассказывает президент «Таллер Кэпитал» АЛЕКСАНДР ШНАЙДЕ . — На Ростов работать хотят многие, но область тоже является привлекательным рынком. Донскому региону нужно как минимум 3 логистических центра, которые будут обслуживать нужды ритейлеров в небольших городах, в идеале — один такой комплекс нужен на 300 тыс. человек, компактно проживающих на определенной территории». Г-н Шнайдер предполагает, что в ближайшее время область ждет бум строительства новых складских помещений.

По словам экспертов, изменить работу логистов города может дорожная ситуация на улицах Ростова. «Ростов задыхается в пробках, из-за чего бизнес несет каждый день многомиллионные убытки, — говорит Александр Амитон. — Судите сами: всего год назад из Западного района в центр можно было добраться за 20–30 минут, сейчас же этот путь занимает 1,5–2 часа, столько же времени теряется на обратную дорогу. Уже одни расходы на топливо могут подорвать бюджет компании». Эксперты предполагают, что рано или поздно решением транспортной проблемы города займется администрация Ростова. «Возможно, городские власти возьмут за пример опыт Москвы — разрешат въезд малотоннажного транспорта только в ночное время суток, а фур — и вовсе запретят. По крайней мере, такие разговоры ходят, и логика подсказывает, что эти меры рано или поздно примут», — добавляет г-н Амитон. Правда, в этом случае большинству компаний придется полностью пересмотреть свою логистическую политику: после таких мер, к примеру, склады в центре станут бесполезными, изменения придется вносить и в работу автотранспорта.

Деловой квартал (Екатеринбург); 08.09.2008