10.09.12

Логистический бизнес столкнулся с новыми вызовами

Организация транспортно-логистического процесса должна быть более гибкой в условиях финансового кризиса и встречать на своём пути как можно меньше административных барьеров. К такому мнению пришли участники делового саммита АТЭС на острове Русский.

Согласно недавнему опросу руководителей крупных компаний, 60% респондентов ответили, что в условиях рисков диверсифицируют поставщиков и сокращают географию логистических цепочек. Как рассказал вице-президент международной сети фирм PwC International Дональд Альмейда, ещё 25% топ-менеджеров отметили, что стали уходить от избыточных схем поставок.

«Потребитель хочет больше за меньшие деньги, поэтому нужно снижать издержки и убирать барьеры при пересечении товаров через границы», – сказал президент Wal-mart Asia Скотт Прайс. По словам исполнительного директора Valadenz Ltd. Тони Ноувелла, один день простоя груза в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) обходится более чем в $23 млн.

Россия, обладая транзитными возможностями, могла бы сыграть заметную роль в оптимизации схем перевозок внешнеторговых грузов. Тем более с созданием Таможенного союза иностранным партнёрам открываются инфраструктурные возможности не только России, но и Белоруссии и Казахстана.

Между тем перемещение грузов через Россию также сопряжено с трудностями. «Контейнер из Азии в Европу следует 32 дня. Из них пять дней обрабатывается в порту, 13 идёт по железной дороге, всё остальное время он растаможивается», – сетует председатель совета директоров ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП, входит в группу «Сумма») Марат Шайдаев.

Один из выходов – совершенствование системы электронного документооборота. По словам Марата Шайдаева, «Сумма» подписала соглашение о сотрудничестве с организацией GS1. Так, планируется развивать технологию RFID, основанную на методе радиочастотной идентификации, которая позволяет дистанционно передавать данные о перемещаемом грузе. Благодаря этому товары смогут быстрее пересекать границу, поскольку, располагая информацией о грузе ещё до прихода судна в порт, можно в разы сократить пограничный и таможенный контроль.

Система должна заработать в НМТП, но она имеет перспективы широкого распространения. Если RFID совместить с космической системой навигации ГЛОНАСС, возможно привлечь через Россию дополнительные объёмы транзитных грузов. «Сейчас на Азию приходится порядка 40–60% мирового среднего класса. Основной потребитель растёт там. Векторы логистики могут меняться не только из Азии в Европу, но и обратно. Мы должны быть к этому готовы», – пояснил Марат Шайдаев.

Россия инициировала разработку и внедрение единого стандарта на базе RFID в схемах поставок в экономиках АТЭС. Идея получила одобрение на саммите.

Отсутствие стандартных товарно-транспортных документов – проблема для АТР, сказал советник Президента РФ Игорь Левитин. «Когда страны с широкой железнодорожной колеёй имели одни документы, а там, где была узкая, – другие и вагон принимался из Китая, приходилось переделывать документы. Когда он приходил на границу с Польшей – ещё раз», – сказал он.

Экс-министр напомнил, что на воздушном транспорте функции по стандартизации на себя взяла Международная организация гражданской авиации (ICAO), на морском – Международная морская организация (IMO). То же необходимо для железнодорожного и автомобильного.

Гармонизация таможенных процедур, система «одного окна», введение единых стандартов автоматической идентификации грузов позволят России более полно использовать транзитный потенциал. «Объём торговли между Европой и Азией исчисляется $1 трлн в год, и каждый процент грузов, который пойдёт через Россию, принесёт нашей экономике не менее $1 млрд», – подчеркнул глава группы «Сумма» Зиявудин Магомедов.

Гудок