04.12.07

Логистический центр не даст России потерять Сибирь?

В Омске построят транспортный логистический центр, который примет на себя часть грузопотока из Китая и стран Азии в Европу. Первоначальная стоимость проекта – 2,6 миллиарда рублей.

В рамках конференции, посвященной формированию транспортно-логистической инфраструктуры региона, был представлен проект строительства Евразийского транспортного логистического центра, презентация которого состоялась осенью этого года на инвестиционном форуме в г. Сочи и на Российско-Германском форуме в г. Гамбурге (Германия). Предполагается, что центр станет частью транспортного коридора «Азия-Казахстан-Россия».

О проекте

Как рассказал Михаил Квитков, генеральный директор ЗАО «Евразийский транспортный логистический центр», рост торговли в направлении Азия-Европа в 2005-2006 годах составил около 20%. По оценкам экспертов, к 2010 году товарооборот возрастет еще в полтора раза. «Вполне естественно, что страны-экспортеры заинтересованы в организации транспортных коридоров и путей, по которым они смогут перевозить свои товары, - рассказал Михаил Геннадьевич. – В число стран, которые демонстрируют экономический рост и рост объемов рынка, сегодня входят Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР. Именно этим государствам предстоит в ближайшие годы определять динамику мирового транспортного рынка и аутсорсинга логистических услуг. Все это скажется на росте объема российского рынка, который, по данным аналитического агентства «РосБизнесКонсалтинг», в 2006-2012 годах увеличит свою емкость фактически в два раза».

На сегодняшний день – несмотря на существующую динамику роста – рынок логистических услуг в России недостаточно развит. Обеспеченность складскими площадями, к примеру, Варшавы составляет 590 кв. метров на тысячу человек, в Праге – 490, в Будапеште – 290, для Москвы этот показатель составляет только 70 кв. метров на тысячу жителей. Проект строительства Евразийского транспортно-логистистического центра в Омском регионе должен разрешить ряд существующих сегодня проблем. «Создание такого объекта транспортной инфраструктуры предусматривается концепцией организации мультимодального транспортного узла, которая была представлена сотрудниками Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области» , - отметил Михаил Квитков.

Согласно проекту международный транспортно-логистический центр будет предоставлять полный комплекс услуг по приему, таможенному оформлению, переработке и отправке грузов из стран Азии в европейскую часть России и обратно. На территории общей площадью более 100 гектаров в непосредственной близости от железной дороги и автомобильных магистралей федерального значения будет построено в первую очередь не менее 200 тысяч квадратных метров складских помещений. Кроме складского комплекса предусмотрены таможенная зона, бизнес-центр и зона сервисных услуг. «С учетом основных тенденций и перспектив развития мы предусматриваем предоставление клиентам полного комплекса услуг, связанных с обработкой и перемещением грузов, - заверил представитель компании «Евразийский транспортно-логистический центр». – На площадке центра будет предоставлена возможность для деятельности производственных и торговых фирм, что станет дополнительным стимулом для развития экономики региона».

На сегодняшний день ориентировочная стоимость проекта – 2, 6 миллиарда рублей. Срок ввода транспортно-логистического центра в эксплуатацию – 2010 год. «В настоящий момент мы ведем переговоры с одним из крупных логистических операторов, сам проект находится в стадии поиска партнеров, - рассказал Михаил Квитков. – Могу сказать, что нами уже выбрана площадка для строительства, она приближена к трассе М-51».

Аргументы "против"

«Вместе с тем, есть ряд ограничений, которые могут существенно повлиять на реализацию намерений по встраиванию Омской области в систему международных транспортных перевозок», - считает Михаил Квитков.

По его мнению, повлиять могут различные факторы, в первую очередь – конкурентная борьба между странами за право транзита и переработки грузов по своей территории. Активную работу в этом направлении сегодня ведут Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и еще ряд стран. Естественно, каждая страна стремится к тому, чтобы транспортный коридор, проходящий через ее территорию, был как можно длиннее.

Кроме того, за привлечение транспортных потоков идет борьба и внутри Российской Федерации, между регионами и городами страны. Проекты логистических центров существуют и уже начали воплощаться в Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске. Омский регион, по мнению аналитиков, вполне может рассчитывать на победу в этой «гонке», но только при условии воплощения в жизнь все тех планов, что существуют сегодня – реорганизация транспортных путей, строительство инфраструктуры региона и др. «Транспортные потоки корректируются. Реальный транспорт пойдет в том направлении, где ему предложат более благоприятные возможности», - отметил Михаил Квитков.

Особое мнение

Как отметил Леонид Миротин, д.т.н., председатель Совета логистики (г. Москва), при проектировании такого рода объектов стоит учесть тот факт, что, вполне возможно, Сибири в перспективе определена особая роль в развитии промышленности и производства. К примеру, вполне логично предположить, что именно в Сибири будут располагаться сборочные производства крупных холдингов. Для таких компаний создание накопительных систем затратно и вполне реально, что ими будет принято решение создать сборочные цеха именно в Сибири. «На такие моменты стоит обращать внимание, - отметил Леонид Борисович, - иначе мы просто потеряем Сибирь».

Город55.ру