04.08.06

Логистик

В последнее время наряду с компьютерами, Интернетом и прочими продуктами высоких технологий в нашей экономике появилось множество новых специальностей. Это неизбежно и естественно: прогресс порождает людей, которые призваны ему служить. Молодой коммунар продолжает рассказ о новых профессиях. В прошлую пятницу мы познакомили вас с мерчендайзером, а героем сегодняшнего выпуска стал логоистик.

Логистика это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, призванный беречь средства, продукцию, время, деньги, площади, оборудование и т. п. То есть уменьшить затраты предприятия, не экономя при этом на качестве производимой продукции. Проще говоря, логистик это профессиональный скряга, который думает не о том, как заработать, а о том, как сберечь деньги.

Эта специальность отдаленно напоминает деятельность снабженца. В советские времена многочисленные снабженцы колесили по всей стране в поисках сырья и комплектующих. Существовали еще заведующие складами, экспедиторы, специалисты, занимавшиеся поставками. Но поскольку их деятельность не была связана с реальным коммерческим интересом предприятий, то вагоны с грузами могли неделями застревать на дальних станциях, заводы простаивать в ожидании сырья, а овощи гнить в хранилищах.

Ныне, в условиях жесткой рыночной конкуренции, предприятия не могут допускать таких просчетов. Поэтому задача логистика не позволить товару долго лежать на складе, фуре с комплектующими ехать длинной дорогой, магазину неделями ждать завоза продукции.

Проиллюстрируем это следующим примером. В Германии на заводе "Фольксваген" ликвидировали склады для комплектующих деталей. Было решено подвозить комплектующие маленькими партиями, чтобы хватало на одну смену. В результате завод экономит на арендной плате за помещения, на оплате света и отопления, а также на заработке складских работников.

Перевозки это не просто

Несмотря на то, что на Западе, а также в крупнейших российских компаниях логистики работают уже давно, в Туле найти нужных нам специалистов оказалось не просто. С тульскими экономистами нового формата мы познакомились на Косогорском металлургическом заводе.

-- Год назад на нашем предприятии был создан отдел организации железнодорожных перевозок рассказывает заместитель коммерческого директора КМЗ по транспортной логистике Александр Баранов. Перед этой структурой была поставлена задача создать максимально упрощенную и выгодную схему транспортного обслуживания завода.

Почему для этого понадобился целый отдел? Случалось, что железнодорожники не могли к нужному сроку подать нам состав, вагонов просто не оказывалось в наличии. Из-за этого подчас даже приходилось останавливать доменные печи, потому что чугун некуда было грузить.

Кроме того, раньше на оформление перевозок, то есть на заключение всех необходимых договоров с перевозчиками, в лучшем случае уходило не менее трех дней. Нам приходилось лично везти письменную заявку на станцию Ясная Поляна , где она могла пролежать в течении некоторого времени. Потом заявку рассматривала Москва, на что правилами отводится до 10 дней. Чаще всего заявка удовлетворялась в сжатые сроки, но иногда зависала более чем на неделю. Таким образом, на бумажные дела, предшествующие отправке груза, нередко тратилось около двух недель!

Сейчас, в результате эффективной работы нового отдела, на этот процесс уходит не более двух часов. Мы заключили договор на информационный обмен с управлением Московской железной дороги и установили особую компьютерную программу, благодаря которой имеем возможность оперативно открыть дорогу в нужном нам направлении.

Эта дает заводу ряд преимуществ перед конкурентами. Представьте, что на вашем производстве кончился чугун, предприятие вот-вот остановится. Вы обращаетесь к одному производителю, к другому и ко мне. Первый говорит вам: чугун будет через пять дней. Второй обещает через три дня, а я гарантирую через день. Естественно, при прочих равных условиях, вы выберите меня. Точно также и в следующий раз вы не будите метаться в поисках поставщика, а, памятуя о плодотворном сотрудничестве, обратитесь сразу ко мне.

Лишних денег не платим

Следующая проблема, которую нам удалось решить с помощью логистики, это оптимизация перевозок. Железная дорога требует за 15 дней предоставлять ей план наших экспортных поставок и за 10 дней поставок внутренних. Но зачастую за две недели до начала следующего месяца рынок сбыта еще не сформирован. Тем не менее, чтобы в случае надобности не остаться без дороги, мы подавали такие заявки. И если не отправляли груз, платили штрафы, доходившие до 700 000 рублей в месяц. А после появления отдела организации железнодорожных перевозок все непроизводственные расходы, связанные с планированием перевозок, сократились до 250 000 рублей.

Еще одно немаловажное обстоятельство: теперь завод полностью контролирует финансовые потоки по транспортной составляющей, чего не существовало прежде. Сбытовики просто не имели физической возможности проверять, за что с нас берет деньги железная дорога. Приходили счета, и мы их оплачивали.

Сейчас главный специалист отдела Валентина Привезенцева ежедневно проверяет правомерность начисления той или иной суммы. Естественно, я не думаю, что железнодорожники обсчитывают нас специально, но случайные ошибки бывают. Отныне все лишние деньги, которые они с нас берут, возвращаются на завод.

И если схему железнодорожных поставок нам удалось оптимизировать, то взаимодействие с морскими перевозчиками оставляет желать лучшего.

У нас немало потребителей, которым продукция доставляется морем. И вот завод получает очередной заказ на 1000 вагонов чугуна с доставкой в порт Калининград. Начинаем грузить, пол месяца работаем, и вдруг приходит запрет из порта: прекратить отгрузку в связи с тем, что грузы не успевают обрабатывать. В результате и мы, и получатель чугуна несем убытки, а порт призвать к ответственности нельзя.

Решать такие проблемы должны центры транспортной логистики. В нашей стране они работают в Петербурге, Мурманске, Москве. Там специалисты взаимовыгодно координируют интересы перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей.

Надеюсь, аналогичная организация будет создана и в нашей области. Ее главная задача, по моему мнению, создать выгодную для продавца и покупателя схему перевозок, обеспечить их подвижным составом и организовать зеленую улицу на всех дорогах

Молодой коммунар; 04.08.06