21.09.15

Логистика для интернет-торговли

Российская компания «Яндекс» движется к созданию комплексной платформы для интернет-торговли и предлагает владельцам виртуальных магазинов новый сервис — «Яндекс.Доставка».

Сейчас его основное назначение — доставка товаров из Москвы и Подмосковья в регионы России. Для поддержки работы системы используется склад в Москве. Новый сервис сотрудничает с такими службами доставки, как «Почта

России», «Стриж», Axiomus, Boxberry и DPD. Предполагается, что такой агрегатор сделает региональные российские рынки более доступными для традиционно ориентированных на столичного потребителя интернет-магазинов, поскольку избавит их от необходимости самостоятельно договариваться с несколькими перевозчиками, упростит документооборот. Создание системы доставки позволит «Яндексу» получать прибыль не только от интернет-рекламы, но и от реальных перевозок. За счет объема привлекаемых заказов компания рассчитывает зарабатывать на скидках, предоставляемых службами доставки.

Воспользоваться «Яндекс.Доставкой» могут не только российские, но и зарубежные предприниматели. Услуги сервиса бесплатны для владельцев интернет-магазинов, оплачиваются только непосредственные расходы на доставку и дополнительные услуги конкретных перевозчиков согласно их тарифам.

Особое внимание уделяется сокращению кассового разрыва. Планируется достичь высокой оперативности расчетов: заявленный максимальный срок ожидания оплаты — одна рабочая неделя. По мере возможности «Яндекс» будет перечислять деньги магазину на следующий день после передачи заказанного товара клиенту, независимо от прохождения платежа от перевозчика.

Интерес к логистическому бизнесу компания проявляла и раньше. Попытка выхода на новый рынок была предпринята «Яндексом» в начале 2014 года в связи с покупкой за 1 млн долларов США стартапа MultiShip, разработавшего онлайновый сервис — агрегатор услуг служб доставки. Выступая в качестве посредника, данный сервис самостоятельно подбирал варианты доставки и договаривался с партнерами-перевозчиками.

Сотрудничество «Яндекса» и команды MultiShip продлилось недолго — меньше года. Нарекания клиентов вызывали организация внутренних процессов MultiShip, работа техподдержки и другие недочеты. В октябре прошлого года было объявлено о закрытии системы. В то же время представители «Яндекса» отмечали, что развитие платформы продолжится. Как видим, они сдержали обещание.

После подключения к системе «Яндекс.Доставка» владелец интернет-магазина получает в свое распоряжение единый онлайновый интерфейс, включая необходимый документооборот и систему расчетов, для взаимодействия с перевозчиками. На собственном веб-сайте интернет-магазин может разместить предлагаемый системой виджет, с помощью которого покупатель будет выбирать доступные варианты и условия доставки: почтомат, курьерская доставка или доставка в точку самовывоза. Ответственность за перевозимый товар берет на себя «Яндекс.Доставка».

Роль интернет-сервиса в таких условиях значительно возрастает. В прежней модели онлайновый агрегатор помогал магазинам представлять свои товары в поисковой выдаче. Сейчас же «Яндекс» последовательно выстраивает комплексное решение для продавцов. Оно включает площадку с общим онлайновым каталогом продукции, рекламную платформу, платежную систему, а теперь и систему доставки товаров. Такое предложение — редкость даже на мировом рынке.

Появление подобных комплексных платформ способно изменить виртуальную торговлю и ставит ряд вопросов, например: какое будущее ожидает самостоятельные интернет-магазины в условиях развития комплексных платформ? какая роль на таком рынке отводится оптовым поставщикам?

Конечно, первые недели работы «Яндекс.Доставки» не могут дать однозначные ответы: становление системы продолжается. Тем не менее, безусловно, результаты ее работы будут привлекать внимание не только рядовых покупателей.

Белорусы и рынок