13.06.06

Логистика конфликтующая

Работа логистов направлена на оптимизацию. А оптимизация почти всегда в той или иной степени предполагает изменение бизнес-процессов, что в свою очередь ведет к конфликтам на предприятии. Между тем их решение по сути уже не компетенция логистов: конфликтами занимаются менеджеры по персоналу, высшее руководство и т. д. Какова же роль логиста в этой цепочке? Что он должен знать о конфликтах?

Конфликты различаются по источникам происхождения, способам развертывания, зонам проявления, движущим силам и, наконец, по мотивации, из-за которой стороны вовлекаются в процесс конфликта. В данной статье мы главным образом остановимся на подходах логистических менеджеров к предотвращению или минимизации последствий разногласий в конфликтных ситуациях.

Условно все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий (см. таблицу 1). На практике все типы конфликтов тесно переплетаются между собой, инициируя и усиливая друг друга. Неискушенному менеджеру-логисту порой очень трудно разобраться в возникающих конфликтных ситуациях, ведь это не его профиль. Но логист это правая рука короля (руководителя), а король ждет от логиста решения существующих проблем (изменения ситуации), а не возникновения новых конфликтов вследствие непродуманных решений. Чтобы облегчить жизнь логиста, на различных примерах рассмотрим объективные и субъективные причины возникновения каждого типа конфликта (см. врезку Причины конфликтов ).

Причины конфликтов

Все причины возникновения конфликтов условно можно разделить на 11 групп:


группа 1: индивидуально-психологические особенности внутреннего мира личности темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера личности, а также индивидуальный стиль деятельности и социальная зрелость;
группа 2: профессиональная компетенция специалиста на основе акмеографического подхода к личности (см. рис. 2) наличие знаний, умений, навыков, а также специальных и общих способностей и задатков;
группа 3: персональная оценка индивидуумом своего положения в организации (коллективе, группе), которая зачастую расходится с действительным положением дел;
группа 4: наличие перегруженности и стрессовой ситуации;
группа 5: функциональные обязанности и ответственность, которые определены занимаемыми должностями и позициями конфликтующих сторон (в структуре одной организации) или условиями договоров, соглашений и законодательных актов (если эти стороны представляют собой различные организационные структуры);
группа 6: технологическая или производственная зависимость, которая определяется характером участия и ролью сторон конфликта в бизнес-процессе на операционном, функциональном и межфункциональном уровнях;
группа 7: уровень информационных коммуникаций объективная и субъективная возможность сторон услышать друг друга, а также получать достоверную информацию от третьей стороны;
группа 8: ограниченность различных ресурсов, подлежащих распределению между сторонами;
группа 9: групповые нормы общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы;
группа 10: несовершенство организационной структуры, препятствующей реализации организацией или подразделениями декларированной миссии;
группа 11: функциональная несбалансированность, при которой функции одного из подразделений приобретают необоснованное доминирующее положение.

Логистик&система; 13.06.06