17.02.09

Логистика кризисного периода

Улогистических компаний появляются новые возможности, связанные с изменением объема производства крупных и средних предприятий. «В связи с кризисом компании зачастую вынуждены сокращать объем производства, и если ранее для них было рентабельно содержать собственные склады, то теперь оптимальным решением может быть аутсорсинг», - считает Петр Демченков, генеральный директор ГК «АЛИДИ».

Располагая возможностями высокотехнологичного обслуживания, в том числе по операциям с товарами с ограниченным сроком годности, логистические компании готовы предлагать клиентам оптимизацию издержек на складскую составляющую на выгодных для обеих сторон условиях, оказывать услуги ответственного хранения и грузообработки. Правда, и стоимость ответственного хранения в складских помещениях классов А и В сегодня также снижается и, по данным Colliers International, составляет около $ 0,3 за паллето-место в день, не включая погрузочно-разгрузочные работы и НДС. В «Бекаре» подсчитали: заполняемость действующих качественных складских комплексов составляет около 90%, однако же объекты, планируемые к выводу на рынок в 2009 году, заполнены не более чем на 40%. Спрос снижается, а арендодатели комплексов классов А и В предлагают более мелкие нарезки складских помещений - от 1500, 2500 м2.

Одновременно стремление средних и небольших компаний снизить расходы на складскую логистику приводит к росту спроса на низкокачественные складские объекты (классы С и D), а также объекты, находящиеся на значительном удалении от города. Впрочем, в ГК «Бекар» отмечают, что среди крупных арендаторов спрос на качественные складские помещения по разумной ставке по-прежнему достаточно высокий. Наиболее востребованы склады вблизи КАД (до 3-5 км от дороги), преимущественно в южной и северной частях города.

Цена аренды склада в Петербурге стала одной из самых высоких в Европе. В прошлом году ставки достигли уровня $ 160/м2 в год для складов класса А и $ 115-150/м2 в год для класса В. Но уже в IV квартале арендодатели готовы были предоставлять скидки. А в 2009 году, прогнозируют в «Бекаре», возможно снижение ставок до 15-20%. При этом для складов класса А снижение будет более существенно, чем для складов класса В.

Недострой

На падение ставок может повлиять и ввод в эксплуатацию строящихся крупных складских комплексов, таких как «Колпино» («Евразия Логистик»), «Пулково Эстейт» (Raven Russia и «Эспро»). С учетом того, что эти объекты выйдут на рынок практически одновременно, девелоперам будет трудно сразу заполнить арендаторами свои площади. Вопрос - выйдут ли. Ввод новых площадей в прошлом году в заявленных объемах не состоялся. По данным Colliers, к вводу в 2008 году готовились более 1 млн м2, но на рынок вышло 418 тыс. м2 новых складов. Общий же объем предложения на конец 2008 года составлял около 950-990 тыс. м2. На этот год Colliers прогнозирует вывод на рынок около 660 тыс. м2 складских площадей классов A и B, но опять же не исключает и перенос сроков.

«В реализуемых девелоперских проектах в области складской недвижимости мы наблюдаем введение в эксплуатацию меньшего объема помещений, чем было запланировано ранее, - констатирует Илья Рубинчик из ООО «Русмарин-Логистика». - Скорее всего, строящиеся продовольственные склады в менее критической ситуации, чем склады для товаров других профилей. Срок окупаемости последних будет увеличиваться. Можно говорить и о том, что будет происходить смена собственников небольших складских комплексов: их будут выкупать крупные девелоперы».

«Деловой Петербург»; 17.02.09