06.03.12

Логистике не хватает кадров

Привлечение и удержание специалистов вызывает наибольшие опасения у руководителей компаний отрасли транспорта и логистики, свидетельствует новое исследование PricewaterhouseCoopers.

Большинство руководителей транспортно-логистических компаний (72%) стараются изменить механизмы работы с перспективными кадрами, а 45% считают битву за квалифицированные кадры главной угрозой развитию бизнеса. Кроме этого, более 25% опрошенных руководителей отметили как большую проблему привлечение и удержание молодых специалистов. Эти трудности характерны и для России. Одна из причин в том, что логистика - относительно новая профессия в нашей стране.

- Не так много молодежи стремится получить профильное образование в данной сфере. В связи с этим приток новых специалистов пока происходит сравнительно случайно, например, за счет кросс-функциональных перемещений в ходе развития внутри компании, - заявляет Полина Воронкина, консультант по подбору персонала, направление "Логистика" кадрового холдинга АНКОР. - Также логистика, как специализация, предъявляет достаточно высокие требования к специалистам. Успешный логист должен иметь одновременно и хорошие аналитические способности, и хорошие коммуникативные навыки. Он должен быть как внимательным к деталям и готовым к рутинной работе, так и способным быстро реагировать и принимать правильные решения в случае форсмажорных ситуаций. Дополнительным частым требованием является хорошее знание иностранного языка, как минимум английского. Изначально непросто найти такого молодого специалиста, который будет максимально близок к вышеперечисленным требованиям.

Обслуживающие сервисные компании, в том числе предоставляющие логистические услуги, всегда имели, имеют и будут иметь проблемы с утечкой кадров во внутренние подразделения холдинговых структур, где возможен дальнейший карьерный рост, уверен Сергей Новиков, коммерческий директор кадрового агентства "Виват персонал". "Сегодня есть острая потребность в специалистах среднего звена, таких как менеджер по складской и транспортной логистике, менеджер по грузоперевозкам, не хватает грамотных специалистов по таможенному оформлению, руководителей современных складских комплексов", - говорит он.

Большинство руководителей компаний отрасли вкладывают немало сил и средств, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. В первую очередь отечественным компаниям отрасли транспорта и логистики следует улучшить свой имидж работодателя, внедрить передовую практику подбора кадров и предложить молодым специалистам привлекательные возможности профессионального роста и развития. "Если руководители компаний не пересмотрят стратегию по работе с перспективными специалистами, они не смогут достичь долгосрочных целей роста бизнеса или реализовать свой потенциал дальнейшего инновационного развития", - считает Саймон Феррерз-Данн, партнер по оказанию услуг предприятиям отрасли транспорта и логистики, PwC в России.

Наряду с поиском и удержанием перспективных специалистов, компании признают необходимость реорганизации бизнеса, чтобы адаптировать его к меняющимся условиям на международных рынках, а также для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Тем более что на благоприятные экономические условия рассчитывать не приходится. Только 13% руководителей отрасли ожидают подъема в экономике, а 36% надеются на рост доходов. Более чем две трети руководителей компаний в этом году также планируют ввести программы снижения расходов, которые могут включать сокращение персонала и оптимизацию работы IT-отделов.

- Рынок стремительно развивается, но, несмотря на это, качество услуг многих логистических провайдеров остается на низком уровне по сравнению с Европой. При таком же развитии, как сегодня, рынок будет саморегулироваться, но при этом компаниям необходимо выходить на новый уровень, постоянно совершенствоваться и закреплять свои позиции, - полагает Ольга Ким, консультант индустриальной отрасли рекрутинговой компании "Бигл". - Конкуренция будет все жестче, и слабые игроки просто исчезнут, поэтому компаниям логистического сектора необходимо постоянно учиться самим и активно продолжать политику обучения молодых специалистов.

Большинство экспертов в области логистики обещают изменения в логистическом секторе в связи с вступлением России в ВТО. Правда, какими именно они будут - положительными или отрицательными, сказать трудно. С одной стороны - вступление в ВТО привлечет еще больше неквалифицированного персонала, а с другой - повлечет необоснованный рост зарплатных ожиданий квалифицированных специалистов.

Российская газета