09.08.05

Логистику в России понимают по-разному - "Экономика и время"

В дискуссиях о логистике и степени ее развития на российском рынке часто приходится слышать две противоположные точки зрения: с одной стороны, логистика сводится всего лишь к транспортировке и складированию, а транспортный отдел - это уже и есть логистический отдел; с другой - понятие логистики понимают расширительно.
Эта неопределенность влияет на то, каким образом организуется реализация логистических функций на предприятии, и, соответственно, на оценку уровня развития логистики и прогнозов ее развития в России. В зависимости от понимания логистики можно выделить две значимые группы: сторонники организационного, широкого понимания логистики - назовем их условно организаторами - и сторонники функционального подхода - назовем их функционалистами. Эти группы различны по своему составу и отношению к вопросам логистики и логистического аутсорсинга. Организаторы К числу организаторов относятся специалисты, которые не отрицают, что, например, транспортировка грузов и складирование являются составными элементами логистики, однако утверждают, что невозможно свести понятие логистики только к этим составляющим. Несмотря на то, что подобное определение может показаться не совсем четким (с чем согласились и участники исследования), логистику следует понимать как более масштабный процесс, связанный с общей организацией бизнес-процессов. Организаторы преобладают среди начальников отделов и специалистов, на должностях с определенной специализацией (по сравнению с должностями, обозначающими уровень полномочий, - менеджер, руководитель), а также в российских компаниях (две трети). Организаторы считают логистический аутсорсинг дорогой услугой.
Но они полагают, что в ближайшем будущем велика вероятность того, что аутсорсингом будет пользоваться более широкий круг компаний. Практически все организаторы признают эффективность логистического аутсорсинга (93,1%, по сравнению с 50% у функционалистов). Однако, несмотря на это, организаторы более определенно, чем остальные участники, высказываются по поводу готовности российского рынка к логистическому аутсорсингу (доля затруднившихся ответить составляет 6,9%, по сравнению с 19,2% в целом по выборке). Их уровень компетентности в отношении использования логистического аутсорсинга равен среднему уровню по выборке, при этом общая оценка имеющегося в России опыта логистического аутсорсинга скорее негативная: доля несогласных с тем, что примеры успешного использования уже есть, составляет 10,3% вместо 5,8% в целом по выборке. Функционалисты В группу с условным названием "функционалисты" вошли те участники исследования, которые полагают, что именно отдельные направления, такие как транспортировка или складирование, и являются логистикой. Иными словами, логистика в таком случае представляет собой некое обобщенное понятие, которое без труда может быть заменено суммой его составных частей.
Функционалисты преобладают среди менеджеров и в равной степени распределены в российских и иностранных компаниях. Они значительно благосклоннее относятся к логистическому аутсорсингу: лишь 11,1% функционалистов считают его ненужной тратой денег, и 44,4% с этим не согласны. Для сравнения: 44,8% организаторов считают его ненужной тратой денег. Так же, как и среди организаторов, около половины функционалистов считают логистический аутсорсинг перспективным, но слишком дорогим на данный момент. У них нет выраженного отрицательного мнения по поводу эффективности логистического аутсорсинга, но нет и ярко выраженного согласия с тем, что он эффективен: половина ответивших согласна с этим, и столько же затрудняются ответить. По сравнению с организаторами, среди функционалистов значительно ниже доля тех, кто считает, что российский рынок еще не готов к логистическому аутсорсингу (27,8% против 41,4%), при этом доля тех, кто с этим не согласен, находится на том же уровне. В этой группе нет ярко выраженного отрицания перспектив аутсорсинга (половина считает, что через 2-3 года многие успешные компании будут им пользоваться), зато доля тех, кто считает, что логистический аутсорсинг уже сейчас успешно используется, значительно выше, чем среди организаторов: 55,6% вместо 27,6%.
В целом уровень компетентности одинаков у организаторов и функционалистов. Отношение к аутсорсингу и прогнозы относительно его востребованности в будущем обусловлены не имеющимися у них знаниями, примерами, а пониманием логистики и основанной на этом понимании оценкой общей ситуации на рынке. Для тех, кто понимает логистику как набор операций "транспорт + склад", вопрос о передаче на аутсорсинг общей организации логистики не встает, хотя передача отдельных операций внешним исполнителям представляется вполне логичной. Однако в эффективности такого метода работы сами функционалисты не так уж и уверены. В то же время организаторы, которых среди российских компаний около двух третей, уверены в эффективности аутсорсинга логистики как организации бизнес-процессов, но считают, что рынок к этому не готов. Они придают большое значение логистике и осознают ее востребованность. Организаторы в целом считают логистику более значимым фактором деловой жизни, чем функционалисты. Распространять на всех представителей российского бизнеса полученные результаты было бы, конечно, неправомерно.
Вместе с тем они вполне отражают сложившуюся в стране ситуацию. Всеобщее внимание к вопросам логистики - это не поверхностный интерес, однако единогласия в понимании этого термина нет. Фактически профессионалы разделились на два лагеря в зависимости от того, считают ли они возможным свести логистику к таким элементам, как транспортно-экспедиторская деятельность, складские операции, таможенное оформление и т. д. Те, кто считает, что это невозможно, склонны более негативно оценивать современный уровень развития логистики в России, что вполне оправданно. Действительно, число компаний, успешно предоставляющих те или иные услуги в рамках комплекса логистики (2PL или 3Pl-провайдеров), значительно превышает число провайдеров комплексного логистического сервиса. Если одних только транспортно-экспедиторских компаний в Петербурге около 400, то более широкий спектр услуг могут оказывать немногие операторы.

АвтоТрансИнфо