02.02.17

Лучше спорить впятером

Татьяна Валовая: ЕАЭС снизил риски экономической турбулентности.

Два года минуло с момента запуска нового интеграционного проекта - Евразийского экономического союза. Когда в 2010 году началось формирование Таможенного союза, работа велась в формате "тройки" - Беларусь, Казахстан, Россия. Затем к Союзу присоединились Армения и Кыргызстан, теперь нас пятеро. Единый 180-миллионный внутренний рынок, в рамках которого обеспечено свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом у каждой страны свои национальные интересы. Тяжело ли договариваться и всегда ли учитываются интересы каждой из сторон? Каков механизм разрешения споров? А также как поменялась роль Союзного государства и для каких проектов ЕАЭС оно может стать испытательной площадкой? Об этом на ставших уже традиционными встречах "СОЮЗу" рассказала министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.

Татьяна Дмитриевна, в конце декабря 2016 года в Санкт-Петербурге главами государств ЕАЭС были подведены итоги года и обозначены дальнейшие векторы развития. Какие проблемы были озвучены и какие задачи поставлены на ближайшую перспективу?

Татьяна Валовая: Мы представили нашим президентам доклад о состоянии интеграции. По сути дела, это доклад за предшествующие пять лет, с момента запуска в 2012 году Единого экономического пространства и создания Евразийской экономической комиссии. В процессе его подготовки мы активно взаимодействовали с бизнесом и экспертным сообществом.

За прошедшие пять лет сделано немало. Функционирует единый внутренний рынок, в рамках которого обеспечено свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, хотя сохраняются некоторые изъятия и ограничения. Проводится единая и согласованная политика в ключевых сферах экономики. Безусловно, есть и проблемы, на Санкт-Петербургском саммите о них откровенно говорилось, есть предложения, как нам дальше развивать интеграцию.

Сегодня одна из главных задач - неукоснительно соблюдать нашу программу развития до 2025 года. Стоит признать, что по некоторым вопросам у нас есть сбой в темпах реализации, найти общую позицию - всегда сложная задача. Тем не менее многие вещи необходимо делать уже сейчас. Например, надо приложить все усилия, чтобы скорее полноценно заработал единый рынок фармацевтических и медицинских изделий. В 2016 году принята программа общего рынка электроэнергии, который должен заработать в 2019 году.

Одобрены концепции создания общих рынков газа и нефти, они должны быть сформированы к 2025 году. В этом же году должен заработать общий финансовый рынок. Еще одна важная задача, которую необходимо решать, это коммуникация между Союзом и гражданами. Надо более активно показывать преимущества Союза, разъяснять, что многие вещи, которыми мы привычно пользуемся, есть результат функционирования нашего интеграционного объединения.

Можете привести пример, что уже получили и что конкретно в этом году получат граждане?

Татьяна Валовая: Граждане государств - членов Союза получили возможность свободно выбирать, где им трудиться. При устройстве на работу в стране - участнице Союза признаются документы об образовании, выданные образовательными учреждениями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства процедур признания документов об образовании. Также среди наших достижений - безвизовый въезд и отсутствие таможенного контроля. В конце прошлого года Россия приняла очень важное решение о допуске трудящихся из стран Союза к системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Идет работа по договору о пенсионном обеспечении и признании при выходе на пенсию стажа работы в другой стране Союза.

Как вы считаете, изменилась ли роль Союзного государства за годы функционирования ЕАЭС?

Татьяна Валовая: Союзное государство - это развивающаяся интеграционная структура. Оно, безусловно, остается главным социально-гуманитарным проектом на постсоветском пространстве. Его задачей всегда было создание таких условий, чтобы жители одного государства, находясь в другом, не чувствовали себя иностранцами ни в чем, и оно с этой задачей справилось. Я уже не говорю о том, что в Союзном государстве есть элементы, которых нет в ЕАЭС - это внешняя, оборонная политика и ряд других. Кроме того, Союзное государство активно занимается межгосударственными союзными программами в реальном секторе экономики.

Выступая на форумах, мы слышим со стороны бизнеса высокую оценку нашей интеграции

Сейчас мы очень хорошо дополняем друг друга, у нас есть прекрасный алгоритм взаимодействия. Мы желаем успехов этому проекту и очень надеемся, что наш Союз тоже поможет Союзному государству в решении вопросов в чувствительных сферах, например, на рынках электроэнергии, нефти и газа. К 2025 году, как я уже говорила, в рамках ЕАЭС должны быть созданы единые рынки, и это, бесспорно, создаст благоприятные условия для функционирования Союзного государства.

В прошлый раз вы говорили, что Союзное государство может стать неким полигоном для апробирования новых идей. Если все получится, потом распространим практику на остальных. Есть идеи?

Татьяна Валовая: Когда мы в формате пятерых обсуждаем развитие нашей собственной интеграции, конечно, есть идеи, которые по определению осуществляются быстрее между Россией и Беларусью. Например, когда мы составляем "дорожные карты", Россия и Беларусь подчас быстрее договариваются о создании рынка в сфере услуг, а потом уже к нему присоединяются остальные. Это мы делаем на собственной площадке. У Союзного государства огромный потенциал своей площадки. Я считаю, что это прежде всего социальная сфера, вопросы образования, экологии, туризма и молодежной политики. Есть возможность сделать очень интересные совместные научно-инновационные программы. И здесь важно отметить, что инициатива должна идти не только сверху, но и снизу. Это сигнал для бизнеса, учебных и научных заведений. Например, сейчас много интересных проектов по развитию внутреннего туризма. Тема благодатная и востребованная. Мне кажется, здесь можно было бы сделать очень много интересных совместных проектов.

Надо активнее показывать преимущества Союза, разъяснять, что многие вещи, которыми мы привычно пользуемся, есть результат объединения

Сегодня в странах ЕАЭС принимаются серьезные законодательные изменения, например, увеличение пенсионного возраста, принятие закона о тунеядстве и так далее. Что должно выноситься на общее обсуждение и согласование с Комиссией, а что является прерогативой самих стран?

Татьяна Валовая: У нас в Договоре четко прописаны компетенции Комиссии и Союза. Есть вещи, которые полностью отданы в компетенцию ЕАЭС, например, таможенно-тарифное регулирование. Это означает, что ни одно из наших государств не может менять таможенные тарифы в одностороннем порядке. Едиными являются технические регламенты, санитарные и фитосанитарные меры. В то же время есть много вещей, которыми частично занимается ЕЭК, а в значительной степени занимаются государства. Например, макроэкономическая политика. Основные меры по макроэкономической политике проводят государства, но, если мы видим, что государства выходят за некие установленные Договором параметры, мы даем свои рекомендации.

Пятеро - это уже большая семья, и как в любой семье возникают споры и разногласия. Каков механизм разрешения споров?

Татьяна Валовая: Вы правильно заметили, мы семья и, конечно, спорим часто, потому что действительно очень зависим друг от друга. Однако, как говорится, в спорах рождается истина. Механизмы у нас разные. Мы спорим на уровне министров, вице-премьеров, премьеров и даже президентов. Лучше спорить впятером, потому что, как правило, спорят двое, остальные участники выступают своего рода модераторами и могут помочь найти решение. Конечно, бывают ситуации, когда государство считает, что его не слышат, и другие государства не видят нарушения норм договора. В таком случае оно может обратиться в Евразийский суд, который находится в Минске. Но это, конечно, крайняя мера. Вопросом может заниматься и Комиссия, и принимать независимые решения в сфере своей компетенции.

Комиссия изучила вопрос, приняла решение. В какой срок оно должно быть исполнено?

Татьяна Валовая: Решения комиссии имеют прямое действие, их не нужно трансформировать в национальные законодательства. Если государство с этим решением не согласно, оно имеет право по определенной процедуре наложить на него вето и настоять на рассмотрении этого решения на уровне премьеров или вице-премьеров. За пять лет работы Комиссии у нас было всего несколько таких прецедентов. Обычно мы находим сбалансированные решения.

Вы вместе с Госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой часто принимаете участие в зарубежных форумах. Что больше всего интересует западных экспертов?

Татьяна Валовая: Интересует, каков наш реальный уровень интеграции и наши планы на будущее. Выступая на форумах, мы слышим со стороны бизнеса высокую оценку нашей интеграции. Она дает огромный бонус и делает инвестиционно привлекательнее каждое наше государство. Наш Союз имеет 180-миллионный внутренний рынок. Кроме того, у нас существует механизм конкуренции юрисдикций, когда государства сами в значительной степени устраняют административные и прочие внутренние барьеры для ведения бизнеса. Результаты этой здоровой конкуренции мы видим в последнем рейтинге Doing Business - это оценка Всемирного банка, призванная охарактеризовать доброжелательность бизнес-среды той или иной страны для открытия и ведения бизнеса. Армения, которая была в 2015 году на 43-м месте, поднялась в прошлом году на 38-е место. Беларусь с 50-го на 37-е, Казахстан с 51-го на 35-е, Кыргызстан занимает 75-е место, а Россия 40-е место. Как видите, позиции очень достойные.

Российская газета