16.12.08

Mažeikiu nafta купит терминал

Единственный в нашем регионе нефтеперерабатывающий завод хочет закрепиться в Клайпедском порту, купив у литовского государства часть акций терминала Klaipedos nafta.

Риторика представителей Mažeikiu nafta на завершающей год пресс-конференции была довольно осторожной. Все-таки проблемы у компании, похоже, есть.

Для Литвы, как и для Латвии, Mažeikiu nafta является предприятием стратегической важности. По оценкам специалистов, предприятие практически полностью обеспечивает наши потребности в бензине. По данным Службы госдоходов, около 70% дизеля на латвийском рынке тоже поступает из Литвы. Так что даже на АЗС под солидными скандинавскими лого вы почти наверняка заливаете в бак горючее, произведенное под Мажейкяем. Правда, как показывает практика, даже в Литве многие полагают, что на заправках Statoil продают бензин, произведенный в Норвегии или Дании, пишет Бизнес & Балтия.

Последние месяцы для Mažeikiu nafta оказались весьма непростыми — это нехотя признает руководство предприятия. Проблемы возникли в первую очередь из-за резко подешевевшей нефти. "Раньше было очень выгодно закупать ее большими объемами. Сегодня ты взял ее по одной цене, а через пару дней она поднялась на пару долларов. Сейчас все наоборот", — рассказала заместитель директора по логистике Даниела Крелова.

Стоимость бензина, как правило, следует за стоимостью нефти — с небольшим опозданием, но тенденция налицо. Нефть чаще всего приобретается по цене, действительной в день отгрузки. Пока ее доставят на завод, пока переработают — к тому времени черное золото успевает еще подешеветь. Соответственно, приходится корректировать и цену, по которой завод отпускает свою продукцию. Чтобы не терять деньги, предприятие изменило схему работы и сейчас старается обходиться совсем без запасов — то есть покупает нефти ровно столько, сколько нужно для переработки.

Проблемы предприятия (представители которого старательно подчеркивают: серьезных трудностей завод пока не испытывает) усугубляются тем, что сейчас, когда мировая экономика вместе с ценами на черное золото и продукты его переработки ухнули вниз, в Мажейкяе реализуется гигантская инвестиционная программа, направленная на модернизацию оборудования и экологию. По словам заместителя директора по производству Альбертаса Гимбутаса, в 2008 году на эти цели направили более 200 млн. долларов, в следующем планируется вложить еще около 300 млн. USD. Судя по словам представителей компании, эти цифры, возможно, будут пересмотрены, если дела пойдут хуже, чем планируется. Тем не менее пока на Mažeikiu nafta рассчитывают, что большого спада не будет.

"У нас достаточно хорошо диверсифицированы рынки сбыта. Часть реактивного топлива и дизеля уходит в Нидерланды (Роттердам), Великобританию и Скандинавию; бензин экспортируется в США. Это не считая ближних рынков — стран Балтии, Польши, Украины, где рынок последние годы очень быстро рос. В Литве действительно спад есть, но минимальный — около одного процента от прошлогодних объемов. Так что пока особых проблем мы не испытываем и рассчитываем, что следующий год будет успешным, насколько это возможно в нынешней ситуации", — сообщила Крелова.

Тем не менее риторика представителей Mažeikiu nafta на завершающей год пресс-конференции была довольно осторожной. Все-таки проблемы у компании, похоже, есть. По неофициальной информации, упомянутые планы по модернизации производства привязаны к другому проекту — приобретение пакета акций нефтепродуктового стивидора в Клайпеде — Klaipedos nafta. Логистика является одной из основных расходных статей предприятия, изменения которой довольно трудно прогнозировать. Так, Литовская железная дорога настаивает на существенном повышении тарифов на перевозку продукции Mažeikiu nafta. Отношения с "железкой" вообще далеки от идеальных: осенью дело дошло даже до суда и ареста части имущества нефтеперерабатывающего завода в споре об оплате услуг железнодорожников.

Поэтому завод спит и видит трубопровод от Мажейкяя до терминала в Клайпеде. "Но мы не хотим подводить трубу к терминалу, который никак не можем контролировать. Где гарантия, что после ее постройки Klaipedos nafta не взвинтит цены на перевалку или каким-то еще образом не ухудшит условия работы? Ведь строительство трубопровода потребует огромных вложений, и мы хотели бы их обезопасить, купив часть акций нефтепродуктового терминала", — рассказала Д.Крелова.

Проблема в том, что главным акционером Klaipedos nafta является государство, считающее предприятие стратегическим объектом. А по законодательству Литвы в подобных предприятиях государство должно владеть не менее 70% акций. Поэтому для передачи части казенных акций клайпедский стивидор должен быть лишен обременительного почетного статуса.

"Сейчас идут переговоры с правительством на эту тему, — говорит Д.Крелова. — Ведь надо понимать, что инвестиций потребует не только трубопровод (а помимо расходов на строительство и материалы придется еще рассчитываться с землевладельцами — выплачивать им аренду на время работ и компенсации за то, что они не смогут использовать землю над трубой), но и сам терминал. Я не вижу, кто мог бы вкладывать туда большие средства, кроме государства и Mažeikiu nafta, но в свете кризиса вряд ли кто-то решится из госбюджета выделять деньги на терминал".

Не исключено, что в скором времени компания добьется своего в переговорах по Klaipedos nafta. Вчера агентство Reuters сообщило, что литовское правительство хочет продать оставшиеся в его распоряжении 10% акций Mažeikiu nafta основному акционеру предприятия — польской группе (по слухам, тесно связанной с властями Польши) PKN Orlen за 284,4 млн. долларов. Переговоры с руководством наших южных соседей должны состояться на этой неделе. Предыдущий пакет (30,66%) был продан этому инвестору в 2006 году за 851,8 млн. долларов.

Учитывая заинтересованность Mažeikiu nafta в доступе к нефтепродуктовому терминалу в порту, PKN Orlen может выставить литовцам дополнительные условия. Не обязательно официально.

Dv.ee; 16.12.08