30.12.08

Мечта грузовладельца

Инициатива председателя правительства России Владимира Путина обнулить железнодорожные тарифы на перевозку автомобилей российского производства в адрес потребителей Дальнего Востока отечественный автопром не спасет, но увеличить объемы перевозок на указанном направлении может вполне. РЖД и железнодорожные операторы инициативу поддерживают: она обещает оживить сегмент транспортных услуг, который по законам рынка в условиях кризиса должен сойти на нет.

На состоявшемся 19 декабря совещании, посвященном дополнительным мерам по стабилизации и оздоровлению ситуации в автомобильной промышленности, В. Путин заявил: "Перевозка одной автомашины по железной дороге с территории Дальнего Востока в европейскую часть стоит примерно 43 тыс. рублей. Для того чтобы перевезти машину из европейской части в Дальневосточный регион, гражданин может заплатить и до 70 тыс. рублей. Конечно, это несправедливо". Заместитель директора ООО "Аппарель-2000" по развитию Максим Бартенев подсчитывает: "Для автомобиля класса Форд (Фокус/ Мондео) цена доставки из Северо-Западного региона во Владивосток составляет 55/70 тыс. рублей, в Иркутск - 35/45. Доставка тольяттинской продукции в те же города - 50 тыс. и 30 тыс. соответственно. По прогнозу на 2009 год, железнодорожные тарифы будут увеличены на 8-10%, примерно на эту величину возрастет и стоимость доставки".

Председатель правительства фактически предложил перенести бремя железнодорожных тарифов с грузоотправителей и грузополучателей на федеральный бюджет: ОАО "РЖД" занимается перевозкой не взимая платы, но получает компенсацию выпадающих доходов от государства согласно утвержденным тарифам.

Фактически речь идет о социальном заказе на перевозку того или иного груза в определенном направлении. Подобный прецедент уже имеется: федеральный бюджет компенсирует часть стоимости авиабилетов пассажирам, направляющимся с Дальнего Востока в европейскую часть России. В чем-то похожий механизм существует и в сфере дальних и пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

Участники рынка находят инициативу своевременной и, при должном уровне администрирования, вполне работоспособной. "Вкупе с повышением пошлин на импортируемые подержанные автомобили предложенная мера может привести к росту продаж на Дальнем Востоке легковых машин, произведенных в России, но только в той части, которая идет на обеспечение внутренней потребности региона - говорит генеральный директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. - Конечно, к какому-то серьезному увеличению объемов производства в автопроме это не приведет, но может помочь импортозамещению".

Каким может быть объем перевозок из центральных регионов на восток? В. Путин привел цифру в 15-30 тыс. машин, которые дальневосточники приобрели в личное пользование за 10 месяцев 2008 года. Очевидно, что в будущем году она значительно уменьшится, но как некий ориентир вполне может быть полезна: для железнодорожных операторов даже половина этого показателя придаст серьезный стимул бизнесу. Отметим, что в текущих экономических реалиях сегмент перевозок автомобилей железнодорожным транспортом вообще находится под серьезной угрозой, поэтому любой дополнительный объем будет для владельцев подвижного состава как нельзя кстати.

"Российская экономическая география сегодня такова, что любому из производителей в одиночку невозможно освоить дальневосточные рынки без поддержки на государственном уровне. Речь не только об АвтоВАЗе, но и об автомобилях мировых брендов, собранных в России", - говорит М. Бартенев из "Аппарели". Он также отмечает, что предложенная мера может серьезно изменить карту маршрутов перевозок автомобилей внутри страны. "В такой ситуации оптимизация транспортных затрат японских и корейских производителей, скорее всего, вызовет пересмотр схемы доставки новых автомобилей, предназначенных для продаж на Дальнем Востоке, в пользу дальневосточных портов. Этим грузом и можно будет заполнить мощности, освободившиеся в результате уменьшения потока автомобилей, бывших в употреблении.

Следующим шагом со стороны японских и корейских производителей, наверное, может стать перенаправление в дальневосточные порты потоков новых автомобилей, предназначенных для продаж и в Центральной России и странах СНГ, в результате объем железнодорожных перевозок существенно увеличится и мощности Транссиба будут использоваться эффективнее", - говорит он.

Однако стоит заметить, что если комментируемая М. Бартеневым схема и в самом деле заработает, без работы могут остаться автомобильные портовые терминалы Северо-Запада, которые появились в морских гаванях Санкт-Петербурга и Усть-Луги в 2006-2008 годах. На сегодняшний день значительная часть автомобилей, переваливаемых на их мощностях, приходится на производителей Японии и Южной Кореи. Они, к слову, могут пострадать и без перераспределения грузопотоков - в силу снижения объемов импорта вследствие падения спроса.

Впрочем, заместитель генерального директора ОАО "Компания Усть-Луга", которая недавно ввела в эксплуатацию многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2", Александр Головизнин уверяет, что по экономическим и другим параметрам доставка продукции азиатских производителей до северо-западных российских портов и далее автомобильным или железнодорожным транспортом до конечного потребителя будет выгоднее, чем от дальневосточных портов по Транссибу. "Возьмем хотя бы такую тенденцию. На морских маршрутах ставки падают - уже подешевели услуги контейнерных перевозчиков, можно ожидать того же от перевозчиков автомобилей, когда закончатся действующие контракты. А тарифы на железнодорожном транспорте не только не уменьшаются, они еще и растут", - говорит А. Головизнин. По его словам, в 2009 году "Компания Усть-Луга" намерена перевалить 140 тыс. машин: "Это реальная цифра, которую можно вывести на основании результатов переговоров, которые мы ведем с разными производителями", - говорит представитель порта.

Правда, замечает Т. Арабаджи, на фоне экономического спада и неуверенности в завтрашнем дне потребители могут отложить приобретение автомобиля, пусть и подешевевшего. Об этом говорит и статистика: в ноябре продажи новых легковушек упали на 15% по сравнению с ноябрем 2007 года и на 19,3% по сравнению с октябрем 2008 года - таковы данные Ассоциации европейского бизнеса в России. С другой - кризис когда-нибудь кончится, потребление вырастет, пусть и не в прежнем объеме. А 100%-ная скидка с тарифа останется.

"РЖД-Партнер" 30.12.08