23.04.07

Международные договора и соглашения в области внешнеторговых грузов

В мировой практике, под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями, сообщает газета Деловой партнер.UZ. Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства. Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте – законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны суда. Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.

В настоящее время Республика Узбекистан является полноправным участником основных международных конвенций, соглашений и договоров в области железнодорожных, автомобильных и воздушных перевозок грузов.

Железнодорожные перевозки

Международные перевозки осуществляются на основе двусторонних и многосторонних соглашений, по единому транспортному документу – международной накладной, являющейся договором перевозки.

В странах Евроазиатского континента действуют две основные международные железнодорожные конвенции: Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

В соответствии с этими конвенциями установлена солидарная ответственность железных дорог, т.е. такая, когда в принципе претензия может быть предъявлена к одной из железных дорог при фактической вине железной дороги другой страны и отвечать по претензии и иску должна та дорога, к которой такие требования предъявлены. После удовлетворения претензии и иска железные дороги производят взаиморасчеты.

К настоящему времени страны СНГ проводят согласованную тарифную политику при осуществлении международных грузовых перевозок железнодорожным транспортом. В рамках соглашения страны-участницы приняли «Единый международный транзитный тариф» (ЕТТ) и дополнение к нему «Международный транзитный тариф» (МТТ), а также еще целый ряд инструкций и других документов.

Заключение договора международной перевозки грузов оформляется составлением накладной по предписанной СМГС форме, а грузоотправитель получает дубликат накладной. Сроки доставки груза определены в СМГС. Провозные платежи на дорогах стран отправления и назначения уплачиваются по внутренним тарифам, а при следовании по дорогам транзита – по транзитным тарифам, дополняющим СМГС.

Согласно ст. 22 §2 СМГС, ответственность железных дорог за несохранность груза наступает при наличии вины перевозчика, которую в ряде случаев должен доказать грузовладелец. Максимум ответственности в СМГС не установлен, и возмещение выплачивается перевозчиком в пределах действительной стоимости груза, указанной в счете поставщика, или объявленной его ценности, если это было сделано. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом. При просрочке в доставке железная дорога уплачивает штраф в определенном проценте от провозной платы.

Иски к железным дорогам предъявляются в суде, причем предварительно перевозчику должна быть направлена претензия. Для предъявления претензий и исков действует девятимесячный срок, а по требованиям о просрочке в доставке груза – двухмесячный. Железная дорога должна рассмотреть претензию в 180 дней, и на это время течение срока давности приостанавливается.

Тарифы на перевозку экспортно-импортных грузов устанавливаются в виде ставок, специальных ставок и правил их применения в Тарифной политике (ТП). Тарифная политика представляет собой главный документ, определяющий сферу действия, правила применения, порядок изменения международных тарифов и размеры соответствующих коэффициентов для определения базовой провозной платы. Железные дороги каждой страны, на основе принятой ТП СНГ, вводят тарифную политику на перевозку грузов в международном сообщении в пределах своего государства.

КОТИФ объединяет международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 года в едином основном соглашении, к которому имеются два приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных железнодорожных перевозок. Приложение А, определяющее условия перевозок пассажиров, получило наименование «Единые правила МПК». Приложение В содержит условия перевозок грузов, оно названо «Едиными правилами МГК».

Единые правила МГК действуют только в отношении перевозок по определенным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам КОТИФ общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости – 300 км в сутки. Вместе с тем, за железными дорогами сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, а также устанавливать дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств.

Предельный размер ответственности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в КОТИФ определен в расчетных единицах Международного валютного фонда – СПЗ (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк за 1 кг веса брутто).

Правила КОТИФ предусматривают, что причиненные просрочкой в доставке убытки возмещаются грузовладельцу в пределах трехкратных провозных платежей.

За годы независимости Республикой Узбекистан подписаны более 60 международных соглашений, договоров и меморандумов по вопросам развития сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта.

Автомобильные перевозки

Основными законодательными актами, регулирующими порядок осуществления международных перевозок республики, являются Закон Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте», принятый 29 августа 1998 года, и постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан в области международных перевозок.

При осуществлении международных автомобильных перевозок, автоперевозчик должен соблюдать внутреннее законодательство государств, по которым осуществляется эта перевозка.

Развитие международных перевозок, перспективность различных маршрутов движения автотранспортных средств в основном зависят от доброй воли стран, через которые проходят эти маршруты. С давних времен существовали транспортные потоки через границы, в связи с чем возникла необходимость в регулировании подобного движения, поскольку каждая страна имела различные правила в отношении регулирования движения транспорта.

Международные грузовые автомобильные перевозки регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов ЕЭК ООН (КДПГ), подписанной в 1956 году в Женеве и Протоколом к ней, подписанному в 1978 году, условия которого определяют накладную международной перевозки груза КДПГ/ЦМР. Конвенция применятся к любому договору о перевозках грузов автомобильным транспортом, когда пункты принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Накладная ЦМР служит удостоверением принятия груза автоперевозчиком, форма и содержание которого разработаны и введены в силу Международным союзом автомобильного транспорта (IRU).

В транспортной накладной ЦМР, которая удовлетворяет требованиям КДПГ, содержится около 30 реквизитов: названия и адреса грузоотправителя, грузополучателя, автотранспортного предприятия, а также о других перевозчиках, описание, вес, размер, число и маркировка всех мест и перечень прилагаемых документов, а также указания грузоотправителя для таможенной службы и т.д.

В связи с развитием глобальной логистики возрастает объем международных автомобильных перевозок через границы нескольких государств. Для облегчения пересечения границ автотранспортным средством без полного досмотра груза применятся международный документ – книжка МДП (Carnet TIR). Такая автомобильная международная перевозка регулируется таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г.).

В соответствии с Конвенцией, при выполнении международных перевозок автомобильным транспортом необходимо иметь определенные документы, в том числе Книжку МДП (международные дорожные перевозки или TIR-Carnet – Transport Internationaux Routiers) и Свидетельство о допущении автотранспортного средства к международной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами.

В частности, при использовании TIR Carnet автоперевозчику нет необходимости вносить залоговые платежи при транзитном проезде через территории иностранных государств, или при следовании от пограничного пункта к таможенному пункту места назначения, где будет произведена таможенная очистка груза. Автоперевозчик также освобождается от таможенного сопровождения. При большей дальности перевозки, с увеличением количества пересекаемых границ, экономический эффект от применения TIR-Carnet возрастает.

Транспортная политика в области международных автомобильных перевозок во многих странах основывается на «разрешительной основе». С целью развития международных перевозок и одновременно защиты интересов национальных перевозчиков государства стремятся соблюдать принцип взаимности, паритета при осуществлении таких перевозок. Некоторые страны вводят ограничения на въезд иностранных автотранспортных средств, с целью сохранения своих автомобильных дорог и защиты окружающей среды.

Перевозка грузов автомобильным транспортом между Узбекистаном и его торговыми партнерами – иностранными государствами осуществляется на основании разрешений, предоставляемых странами на основании двусторонних правительственных соглашений на паритетной основе. Узбекистан присоединился к 11 международным конвенциям и соглашениям и протоколу к Конвенции о договоре международной перевозки грузов – CMR КДПГ, разработанных Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Подписаны и вступили в силу межправительственные соглашения c 27 иностранными государствами, регламентирующие порядок и условия осуществления автомобильных международных перевозок.

Воздушные перевозки

Основным законодательным актом, регулирующим порядок деятельности авиации республики, является Воздушный кодекс Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года. На сегодняшний день Республикой Узбекистан подписаны соглашения «О воздушном сообщении» с более чем 40 странами мира.

Одним из важнейших документов, регулирующих международные воздушные перевозки, является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, в которую Республика Узбекистан вступила 3 июля 1992 года. В ней декларируется ряд основополагающих принципов осуществления международных полетов, которые легли в основу национальных законодательств большинства государств, в том числе и Республики Узбекистан.

В Конвенции регламентируются принципы воздушной авиации, порядок выполнения полетов, регистрация воздушных судов и их бортовая документация, процедура выработки летно-технических норм, функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб и т.д.

Конвенция закрепляет принцип государственного суверенитета на воздушное пространство и право стран осуществлять регулирование воздушных полетов.

В соответствии с Чикагской конвенцией, договаривающиеся государства имеют право заключать договоры, не противоречащие закрепленным в нем положениям.

При организации международных грузовых сообщений решающее значение имеет объем прав авиакомпаний на осуществление перевозок пассажиров и грузов, которые принято именовать коммерческими правами. От объема таких прав зависит экономическая эффективность эксплуатации воздушных линий.

Коммерческие права, которые также именуются «свободами воздуха», регламентируют права или привилегии стран-участниц на осуществление пролета через территорию государств-участниц без осуществления посадки, посадки в некоммерческих целях, перегрузки на территории государств-участниц пассажиров, персонала, почты и грузов, взятых на борт в государстве основного места деятельности перевозчика, каботажных перевозок и др.

Наряду с Чикагской конвенцией, основными международными соглашениями в области международных воздушных перевозок, к которым присоединилась Республика Узбекистан, являются:

- Варшавская конвенция 1929 года и Гаагский протокол 1955 года (Узбекистан присоединился 6 мая 1995 года). Согласно положениям данной конвенции, отправитель имеет право распоряжаться грузом после передачи его перевозчику. Он имеет право в установленном порядке забрать груз, задержать его в пути следования, потребовать выдачи новому получателю или возврата в пункт отправления. При этом он обязан возместить все расходы, возникающие при осуществлении его права на распоряжение грузом;

- Гвадалахарская конвенция 1961 года (Узбекистан присоединился 27 декабря 1996 года) регулирует правовые аспекты отношений участников договора аренды воздушных судов в порядке фрахтования или временного обмена.

В соответствии с данной Конвенцией вводится понятие «фактического перевозчика». Фактическим перевозчиком является компания, которая непосредственно осуществляет перевозку, предоставляет самолет по договору чартера, аренды или на другом правовом основании. Фактический перевозчик может не фигурировать в договоре перевозки между отправителем и перевозчиком.

По условиям данной Конвенции, как фактический перевозчик, так и перевозчик по договору попадают под действие варшавской Конвенции, поэтому в случае возникновения каких-либо претензий со стороны отправителя груза, действия фактического перевозчика признаются перевозчиком по договору и наоборот. Исключением является право отправителя распорядиться грузом в пути, по которому он вправе обращаться только к перевозчику по договору;

- Монреальский протокол 1975 года (Узбекистан присоединился 27 декабря 1996 года) разработан с учетом предложений об изменении Варшавской конвенции в части перевозок грузов. Основным нововведением протокола являются правила, допускающие использование электронных вычислительных устройств при оформлении грузовых перевозок, а также ответственность перевозчика при утере или повреждении груза.

В целом, Республика Узбекистан присоединилась к 55 международным конвенциям и заключила более 120 двусторонних и многосторонних соглашений в сфере транспорта и транспортных коммуникаций.

В условиях динамичного роста национальной экономики и углубления интеграционных процессов, прочная база международных договоров и соглашений призвана содействовать развитию внешнеэкономических связей Республики Узбекистан. Наряду с дальнейшим укреплением договорно-правовой основы международных транспортных перевозок и транзита, целесообразно осуществлять системный мониторинг реализации этих соглашений.

Press-uz.info; 23.04.07