11.12.09

Михаил Малахов: «Будущее логистики — в Интернете»

Интервью с Михаилом Малаховым

В непростые для мировой и российской экономики времена немногие логистические операторы демонстрируют уверенный финансовый рост. В их числе компания Logistics Laboratories («ЛогЛаб»), руководитель которой рассказал о своем видении перспектив рынка логистических услуг.

— Что можете сказать о ситуации в логистике?

— Роль логистики сейчас возрастает. Мы наблюдаем вынужденный переход к более совершенным формам деятельности. Можно сказать, принуждение отрасли к прогрессу. Опыт компании «ЛогЛаб» доказывает, что реорганизация цепи поставок позволяет без дополнительных капиталовложений привести затраты на логистику к среднемировому уровню, добиться сокращения в 1,5 и более раз общих затрат на хранение, обработку и доставку сырья, материалов и готовой продукции. Такая значительная экономия может быть достигнута только в рамках комплексного подхода к организации бизнес-процессов.

— Ваше отношение к приходу на российский рынок иностранных логистических операторов?

— Иностранные компании приходят к нам не только как конкуренты, а в первую очередь, как коллеги, которые могут принести новые технологии, решения. Например, мы ведем с немецким логистическим оператором переговоры о создании полностью автоматизированного, роботизированного склада по обработке товара для машиностроения. У немцев есть опыт такой работы, но они не готовы самостоятельно повторять его в России. Им нужен местный партнер, который знает специфику рынка, может более эффективно решать местные вопросы. Для нас это очень хорошо.

— Каково место компании «ЛогЛаб» на рынке логистики?

— У нас крайне амбициозный план на ближайшие три года. И мы уверенно движемся в нужном направлении, показав в 2008 году рост валовой выручки в 2,7 раза (по отношению к 2007-му), а по результатам первого полугодия 2009, кризисного года, — на 39% (по отношению к первому полугодию 2008-го).

У компании «ЛогЛаб» есть доказанный опыт предоставления 3PL-услуг с глубокой интеграцией в бизнес-процессы заказчика. Мы не только берем на себя отдельную часть цепи поставок, но и решаем такие важные вопросы, как управление процессом прогнозирования объемов, взаимодействие с внешними поставщиками, администрирование притока заказов от клиентов, управление товарными запасами.

В качестве примера могу привести проект, реализованный для одного из ведущих производителей молочных продуктов. Компания проигрывала ближайшему конкуренту именно из-за «последней мили», получая огромное количество нареканий от заказчиков на качество и своевременность доставки. Изменив часть процесса, связанную с дистрибуцией, мы уже в первые полгода добились общей экономии по цепи поставок порядка 18%. И вскоре компания обыгрывала конкурентов.

— На что компания делает акцент в стратегическом плане?

— Фундамент всей нашей корпоративной стратегии заключается в том, что у нас должны работать лучшие люди. Кстати, перекупку «готовых» специалистов я считаю бесперспективной, и мы выбрали другой путь: в «ЛогЛаб» работают молодые сотрудники, которые растут вместе с компанией.

Вторая составляющая — доверие клиента: мы делаем ставку на развитие долгосрочных взаимоотношений. И если интересный для нас заказчик готов отдать компании только какую-то базовую услугу, мы готовы за это взяться — чтобы показать свои возможности.

Наконец, третий момент — уникальные решения, которые образуются благодаря синергии первых двух. На этом стыке возникают такие инновативные решения, которых, возможно, пока еще нет на рынке. Скажем, услугу отслеживания движения заказов через интерфейс мы внедрили в 2003 году, одними из первых. И клиенты «ЛогЛаб» уже тогда могли через веб-сайт отслеживать статус исполнения своих заявок.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы логистического рынка?

— Скорее всего, в следующем году по объемам рынок выйдет на уровень конца 2007-го — начала 2008 года. Он «очистился» от случайных игроков, которые находились в неустойчивом положении по каким-либо причинам. А где-то с 2011 года маржинальность логистического бизнеса начнет расти.

Если рассматривать более далекую перспективу — лет, скажем, десять, — я считаю, что будущее логистики — в Интернете. Оно не за инфраструктурой, а в первую очередь — за умением управлять информационными потоками. И конечно, здесь велика роль технологий. "РБК"