17.11.10

Минтранс дорабатывает закон «О транзите»

В ближайшие дни Министерство может вернуть в Совет Федерации откорректированный проект закона

Об этом «Гудку» рассказал председатель Союза транспортников России Виталий Ефимов. Проект был создан Советом Федерации совместно с Ассоциацией экспедиторов и Союзом транспортников России и направлен на согласование в министерство более двух лет назад.

За это время сенаторы, чиновники и представители транспортного сообщества упорно пытались согласовать свои интересы, однако полностью им это сделать не удалось. По словам Виталия Ефимова, с версией, которую выдаст министерство, ещё предстоит долгая работа.

Законопроект призван обеспечить условия для привлечения транзитных грузов на территорию России. В проект внесены довольно революционные положения. Например, создание правительственной комиссии по вопросам транзита, а также – специального государственного органа для постоянного мониторинга ситуации. Комиссия должна будет устанавливать и сквозную транзитную ставку.

Кроме того, проект предусматривает запрет на таможенный досмотр транзитных контейнеров и жёсткие сроки обработки транзитных грузов государственными органами на границе и всеми участниками транспортного процесса.

«Это совершенно необходимо для того, чтобы выдерживать график транзита, поскольку западные компании не имеют больших складов и очень чувствительны к срокам доставки, – говорит Виталий Ефимов. – А у нас контейнеры могут идти как семь суток, так и семьдесят».

Министерство транспорта согласно с необходимостью создания правительственной комиссии по транзиту, однако против создания госоргана для мониторинга, ведь это идёт вразрез с установками руководства страны на сокращение численности государственных служащих.

В Минтрансе также предвидят, что положение о беспрепятственном пропуске транзитных контейнеров через таможню будет заблокировано Федеральной таможенной службой.

В сопровождающем данный законопроект департаменте по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» «Гудку» пояснили, что в целом поддерживают вариант, предложенный Советом Федерации, поскольку компания заинтересована в росте транзита и получении доходов с этого вида бизнеса.

Однако в РЖД понимают и озабоченность других ведомств, которым в результате принятия закона придётся перестраивать свою деятельность и менять режимы работы.

«Лёгкого прохождения проекта по инстанциям в компании не ждут. С другой стороны, ясно, что только скорость и ритмичность могут компенсировать более высокую цену железнодорожной перевозки по сравнению с морской», – говорит сотрудник департамента.

Почти все потенциальные участ­ники транзита считают, что грузы задерживаются в большинстве случаев именно из-за долгих таможенных процедур.

Начальник отдела таможенного оформления и контроля в пунктах пропуска Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Лариса Коршунова приводит следующий пример, пока, к сожалению, типичный. Таможенники с 2004 года работают по системе управления рисками, которая предполагает выборочную проверку контейнеров. Однако, несмотря на то что общее время сократилось, нельзя сказать, что грузы теперь проходят через таможню ритмично и в намеченные сроки. Выбранные компьютером для досмотра контейнеры ещё нужно найти, привезти, а после досмотра вернуть обратно в состав. В результате оформление может задерживаться на два-три дня, хотя вроде бы никто не виноват, все действуют по законам.

Комментировать же законопроект официально в ФТС пока отказываются, ссылаясь на отсутствие официального документа.

Заместитель министра транспорта Сергей Аристов вообще выражает большое сомнение в целесообразности существующего варианта закона. «Разумеется, если убрать все ограничения и до предела понизить ставки, транзит через территорию России пойдёт, – заявил Сергей Аристов «Гудку». – Однако остаётся вопрос: что в этом случае получит наша страна от транзита, кроме тех проблем, которые могут быть связаны с его организацией?»

При этом заместитель министра не оспаривает необходимость принятия закона. Он утверждает, что работа над ним будет продолжена, но пока говорить о том, что в ближайшее время появится окончательный вариант, с которым можно будет выходить в правительство, рано. Так как в развитых странах ничего подобного этому закону нет, то и российский Минтранс испытывает определённые трудности без изучения чужого опыта, утверждает Сергей Аристов.

Однако Виталий Ефимов считает, что если правительство заинтересовано в росте транзита, то закон должен учитывать в первую очередь интересы иностранных грузоотправителей, а не российских чиновников, и напоминает, что во времена СССР правительст­ву, несмотря на все идеологические разногласия, удалось привлечь иностранные компании к перевозкам через нашу страну.

«Этот вариант закона писали профессионалы, которые работали в то время в «Союзтранзите», они знают, что нужно иностранным грузоотправителям», – говорит Виталий Ефимов.

Для начала, считает он, необходимо отвоевать часть рынка у японских и корейских судоходных компаний, доказав свою надёжность. «На это может уйти не менее пяти лет, а о прибыли можно думать только тогда, когда нам поверят. Ведь, если мы хотя бы несколько раз из-за несогласованности наших ведомств сорвём график поставок, вся работа пойдёт насмарку. А, как говорят наши эксперты, доходы от транзитных перевозок могут составлять до $10 млрд в год».

Гудок; 17.11.10