Морская контрабанда: как таможня Владивостока находит нелегальные грузы
Что моряки прячут в каютах, зачем таможеннику физическая защита СОБРа, и как получить свой груз всего за 2 часа
Владивостокская таможня за прошлый год возбудила около 3 тыс. дел об административных правонарушениях. Ошибки при заполнении деклараций и нарушение сроков временного хранения часто становятся поводом для изъятия товаров. Регулярно таможенники сталкиваются и с умышленным сокрытием грузов. Как инспекторы пресекают поставки контрабанды в Приморье, рассказал начальник Владивостокской таможни Павел Мандриков.
– Павел, расскажите про недавний случай: Владивостокская таможня изъяла и передала российским военным больше 10 тыс. бронежилетов.
– Cитуация развернулась таким образом, что по истечении срока временного хранения таможенный орган принял решение об изъятии товара в рамках дела об административном правонарушении, по результатам которого судом было принято решение о конфискации товара и передаче Министерству обороны. И вот в январе 2025 года произошла порядка 15,5 тыс. жилетов и порядка 19 тыс. бронепластин к ним.
– По срокам хранения – это частное нарушение?
– Это достаточно частное нарушение. На самом деле оно возникает по различным причинам: либо у участника ВЭД, который возит товар, не хватает денег, либо ему не хватает времени оформить какие-то разрешительные документы. Но чтобы вы понимали: сроки временного хранения составляют четыре месяца, то есть, в принципе, достаточный срок для того, чтобы предоставить документы, оплату и сведения, необходимые для выпуска товара.
– С какими еще нарушениями сталкивается Владивостокская таможня? В каких случаях вы изымаете грузы и в каких объемах?
– Владивостокская таможня ежедневно осуществляет контроль перемещаемых товаров. Только за 2024 год было возбуждено около 3 тыс. дел об административных правонарушениях и порядка 111 случаев было, по которым суд принял решение о конфискации товара. Также и в рамках уголовных дел товары изымаются, если говорить в абсолютных цифрах, то из 34 уголовных дел, которые возбудила Владивостокская таможня, по 7 судом было принято решение о конфискации.
– Что это за товары? Можно их классифицировать или все случаи разные?
– Товары различные, но как правило, предметами административных и уголовных дел являются алкоголь, сигареты, товары, которые не задекларированы в установленном порядке, перемещены с нарушением таможенных правил, либо с использованием тайников. Это так называемая контрабанда, это различная номенклатура, как говорится – от бинта до ваты.
– Как вы проверяете? Это же проверка судна? По каким критериям?
– Это не только суда. Но если брать эту категорию, то здесь федеральная таможенная служба использует систему управления рисками. Мы анализируем все рисковые ситуации, которые впоследствии приводят к необходимости выйти на борт судна, либо оформить судно документально.
– Например, какие риски?
– Это служебная информация, я не буду ее раскрывать.
– Ну хорошо.
– Но если все-таки в практическую плоскость переходить, то при фактическом выходе наряда на борт судна капитану дается возможность представить документы, заявить о всех товарах, которые указаны в товаросопроводительных документах, после этого у таможенного органа есть возможность проверить эти сведения, чем наряд и занимается. А после завершения документального контроля выдвигается уже досмотровая группа, которая либо при наличии информации от оперативных подразделений, либо по своим собственным наблюдениям производит вскрытие каких-то полостей и закрытых помещений судна. Так и выявляем различные незадекларированные партии товаров.
– То есть это прямо контрабанда?
– Это прямо контрабанда. Если это не заявлено в товаросопроводительных документах сразу, то это – контрабанда.
– Откуда она к нам попадает? Откуда ее везут и кто?
– Наши основные страны-контрагенты – это Япония, Китай, Корея, а если брать контейнеры, то это, в принципе, весь земной шаг. Транзитными поставками грузы приходят практически из любых стран, конечно, исключая те, которые сейчас попали в список недружественных.
– И это везут моряки?
– Моряки являются средством доставки. Если мы говорим о контрабанде, которую прячут на борту судна, то да – это, как правило, члены экипажа морского судна.
– Что им грозит? Есть административная ответственность, есть уголовная. Какое минимальное и максимальное наказание?
– Ну, скажем так: Кодекс об административных правонарушениях в рамках действия контроля таможенных правил включает 24 статьи. Основные наши рабочие статьи – это незаконное перемещение грузов, перемещение грузов с сокрытием и товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен. Вот три основных статьи, которые используются. Если мы берем Уголовный кодекс, то это 194 статья УК РФ и 1 ч. 226 статьи – это контрабанда.
– Но что это? Колония строгого режима?
– Нет, в разных случаях, исходя из стоимости предмета нарушения, принимаются решения о наложении штрафа, некоторые статьи подразумевают санкции в виде конфискации товара, и на этапе возбуждения дел об административном правонарушении мы применяем такую меру как арест или изъятие.
– Насколько сложно работать во Владивостокской таможне? Вы до этого работали на Камчатке, в Хабаровске, и сейчас – Владивосток.
– Модель работы в таможенных органах везде одинаковая, но подходы, безусловно, индивидуальные – с учетом видов транспорта, объемов грузов. Если говорить о сложности, то мы здесь сталкиваемся только с большим объемом перемещаемых грузов и, с учетом требований к срокам совершения таможенных операций, упираемся именно в соблюдение сроков. Но, как правило, таможенные органы их соблюдают, и сложность заключается только в объемах.
– Насколько сложно или может быть просто вам работать с грузоперевозчиками, с бизнесом?
– Как правило, все достаточно законопослушные – и участники внешнеэкономической деятельности, и перевозчики. Мы конструктивно взаимодействуем во всех плоскостях, будь то доведение информации о новеллах таможенного законодательства или взаимодействие по порядку обмена информацией. Все достаточно легко и конструктивно. Для информации: в 2024 году во Владивостокской таможне осуществляли деятельность 20808 участников внешнеэкономической деятельности.
– Это очень большой объем.
– Да, это большой объем. Мы отработали порядка 470 тыс. таможенных деклараций. Сумма таможенных платежей, которую Владивостокская таможня принесла в бюджет Российской Федерации составляет порядка 1 трлн 120 млрд руб.
– Нарушения, ошибки в оформлении таможенной декларации могут стать причиной изъятия товара?
– Безусловно, если санкция статьи предусматривает конфискацию. Вообще изъятие – это мера обеспечения по делу об административном правонарушении, такая же, как и арест. Эта мера применяется в отношении товара, который попал под изучение в рамках административного дела. Его изымают для проведения таможенной экспертизы – для определения технических характеристик, таможенной стоимости на рынке, чтобы принять решение о сумме административного штрафа.
– Как декларанту избежать изъятия своего товара, какие требования необходимо соблюсти?
– Я надеюсь, это не будет звучать, как прямая рекомендация, но все-таки хочу заметить, что те участники внешнеэкономической деятельности, которые работают длительное время, как правило, в своем штате имеют специалистов по таможенному оформлению. Эти люди достаточно подготовлены и знают все таможенные правила, нюансы, как о запретах и ограничениях, так и о порядке декларирования отдельных товаров. И с этими людьми вопросов никаких не возникает. А если брать участника ВЭД, который только собирается заняться внешнеэкономической деятельностью, то все-таки мои рекомендации – обращаться к квалифицированным специалистам, это таможенные представители, их реестр ведет Федеральная таможенная служба. Это специально обученные люди в области декларирования товаров и грузов, перемещаемых как на импорт, так и на экспорт, как на ввоз, так и на вывоз. Для того, чтобы не попасть в неприятную историю, связанную с арестом или изъятием, необходимо обращаться к специалистам.
– Может бизнесмен, компания вернуть изъятый груз?
– Безусловно. Санкция статьи, как правило, предусматривает административное наказание в виде штрафа либо конфискацию, а о возможности возврата груза принимает решение суд.
– Но, в принципе, это возможно?
– Да, как правило, решение суда выражается либо в наложении административного штрафа и возврата товара законному владельцу после совершения необходимых операций по его декларированию, либо конфискацию, что мы уже реализуем.
– Что потом происходит с конфискованным товаром? С бронежилетами понятно назначение, здесь вопросов нет, а с остальным?
– Бывают различные варианты решения в отношении товаров. Если берем алкоголь, то он передается в Росалкогольрегулирование, и, если товар не имеет акцизных марок, не изучался в рамках действующих технических регламентов, он уничтожается. Сигареты, алкоголь уничтожаются. Если это товары, которые возможно использовать в дальнейшем, то они передаются в уполномоченный орган, который дальше распоряжаются ими по назначению.
– А если это контрафактная одежда?
– Уничтожается.
– Какой самый запоминающийся случай проведения операции изъятия, конфискации был в вашей практике? Что это было?
– Это было в начале карьеры, когда я, будучи инспектором, досматривал каюту капитана и обнаружил в тайнике незадекларированные 30 тыс. долларов. Мы провели необходимые административные процедуры, прибыло должностное лицо дознания, переписали каждую купюру. И это явилось предметом уголовного дела. Это было первое яркое впечатление, которое я испытал: когда ты понимаешь, что результаты твоей работы осязаемы и ощутимы.
– У таможенников очень опасная работа. Вы согласны?
– Был у меня и такой случай. Я был направлен своим руководителем в группу оформления физлиц, очень длительное время оформлял автомобили. И была ситуация, когда мне для декларирования предъявили пакет документов, который содержал certificate of origin – это документ, который выдает японская таможня о том, что машина покинула территорию Японии с целью экспорта. Вопрос был в пограничных годах: машина от года до трех лет или от трех до пяти и старше облагается разными таможенными ставками пошлины. И когда мне представили пакет документов, я невооруженным глазом увидел, что сведения о годе выпуска автомобиля были исправлены. Я принял решение о назначении таможенной экспертизы, это для меня был первый случай экспертизы документов. Хозяин автомобиля воспринял это не очень правильно: он собрал группу товарищей, которые, в присутствии службы охраны морвокзала на Камчатке, разрабатывали план, как со мной расправиться. Мной было принято решение о вызове СОБРа, который тогда еще был в структуре Камчатской таможни, и я попросил физической защиты. Это про опасность моей профессии. Но в дальнейшем больше таких ситуаций не возникало. А в результате экспертизы, – это был достаточно интересный труд, порядка 20 листов, в разных проекциях и светофильтрах сделали анализ внесенных в паспорт изменений, – и я оказался прав, мы благополучно довзыскали причитающиеся таможенные платежи, а в отношении лица возбудили административное производство.
– Вы больше 20 лет служите в таможне. Насколько она изменилась, насколько более цивилизованным стал процесс перемещения и декларирования грузов не только со стороны таможенных органов, но и со стороны декларантов?
– Вообще, таможенная служба она очень многое сделала для того, чтобы упростить процедуру декларирования для участников внешнеэкономической деятельности. Если просто сказать, что с 2002 года таможня изменилась, это – ничего не сказать, таможня поменялась кардинально. Мы сейчас идем в рамках стратегии развития таможенной службы до 2030 года, которая включает в себя в том числе применение искусственного интеллекта. Таможня двигается большими шагами к этому. Если вернуться в историю, а потом к настоящему моменту, то упростилось все. Упростилась процедура подачи декларации. Раньше декларация подавалась на бумаге, ее проверяли по 5 этапам, на бумажном экземпляре декларации в трех экземплярах ставились отметки. Это был длительный трудоемкий процесс. Сейчас, если товар не попадает под риск заявления недостоверных сведений в декларации, то срок выпуска составляет 4 часа, то есть средний срок [выпуска] безрисковых деклараций за 2024 год достиг 2 часов по экспортному направлению и где-то 2 ч. 50 мин. по импортному.
– Это очень хороший показатель. Есть еще к чему устремиться?
– Мы стремимся как автоматизировать процессы, так и оптимизировать. Сейчас по поручению президента на автомобильных пунктах пропуска срок контроля одного транспортного средства доводится до 10 мин., и это достаточно быстрый срок. Мы в свою очередь на своем виде транспорта – морском – тоже стараемся минимизировать все вопросы, связанные с затягиванием сроков совершения операций, делать все максимально быстро и комфортно для участников ВЭД.