24.08.10

Морские транспортные компании вступили в гонку флотов

В 2009 году мировой транспортный гигант - датская фирма Maersk, понесла убытки в размере 1 миллиарда долларов. В этом году она уже получила чистую прибыль в размере 1,2 миллиарда долларов. В целом до конца года Maersk планирует получить до 4 миллиардов долларов чистой прибыли, что превзойдет показатели 2008 года (3,5 миллиарда долларов). Ожидается также, что оборот компании вырастет на треть на 12,5 миллиардов долларов. Причиной всему этому стало оживление рынка морских перевозок в конце 2009 - начале 2010 годов.

Сейчас компания планирует резко выскочить из кризиса за счет амбициозной программы развития. Ее автор, глава Maersk Нильс Андерсен полагает, что тарифы на перевозки уже практически вернулись на уровень докризисного 2008 года. А значит, нельзя терять времени. Поэтому Maersk объявила о заказе на строительство сразу 58 новых транспортных судов, способных перевозить совокупно до 373 754 стандартных контейнеров. Это увеличит объем флота контейнеровозов датской компании почти на 20 процентов. Сейчас этот флот насчитывает 568 судов. При этом Maersk делает ставку именно на крупные суда.

Помимо желания побыстрее преодолеть кризис и завоевать новые рыночные позиции политика гигантизма датской компании имеет и еще одно объяснение: ей на пятки наступают многочисленные конкуренты, которые уже огласили амбициозные программы увеличения своих флотов. Так швейцарский оператор грузовых морских перевозок MSC намерен построить в ближайшие год-два флот, способный перевозить в совокупности 458 812 стандартных контейнеров. Французская компания CMA CGM получит новые корабли под объем в 329 773 контейнера, китайская Chinas Cosco заказала суда на 322 021 контейнер, намереваясь тем самым увеличить объем своих транспортных возможностей сразу на 60 процентов.

Однако всех потрясла своими наполеоновскими планами компания Evergreen из Тайваня. Она уже заказала десять гигантских контейнеровозов, хотя ранее практически не приобретала новых судов. Сдержаннее всего на рынке ведут себя германские компании. Пятая по величине транспортная морская компания в мире - Hapag Lloyd из Гамбурга построит суда всего лишь на 57 тысяч контейнеров, а занимающая тринадцатое место в мировой табели о рангах среди транспортных морских операторов Hamburg Sud - на 71 тысячу контейнеров.

Всего совокупный объем мирового флота контейнеровозов, по оценкам специалистов агентства Drewry, в 2010 году вырастет на 8 процентов, а в 2011 году - еще на 15 процентов. Однако по их мнению, быстрый рост объемов флота для контейнерных перевозок может повредить наметившемуся росту на рынке перевозок. Ведь времена, когда у каждой крупной компании были постоянные VIP-клиенты, заказывавшие крупные объемы, уже прошли. И появление на рынке новых судов может привести к падению тарифов на перевозку грузов, что убьет возможное оздоровление рынка.

Кроме того, большой головной болью для мировых транспортных компаний остается проблема потребительской активности в США и относительно слабые показатели экономического роста в еврозоне. Поэтому вплоть до конца 2010 года существенного роста морских тарифов не прогнозируется. Компании надеются, что рост произойдет в 2011-2012 годах, когда со стапелей верфей сойдут заказанные ими суда.

InterRight;