23.10.20

Московская «Мистериада» Владимира Елина

Член Союза писателей России, поэт Владимир Елин, создал поэму на сюжетной основе бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Поэтическое произведение получилось вполне добротное, с грамотной версификацией и ритмом. Художественные достоинства нового произведения? Не думаю, что имеет смысл пускаться здесь в длинные литературоведческие рассуждения… Куда важнее отметить тот факт, что булгаковский сюжет, в интерпретации Елина, избавлен от второстепенных деталей, перегруженности образностью и аллюзиями. В стихотворном варианте сюжет стал куда более динамичным и ёмким (даже в чисто хронометражном плане!).

Последнее замечание – не случайно. Потому как представленный текст поэмы, по моему глубокому убеждению, нет смысла рассматривать отдельно, как некую «вещь-в-себе», без конкретной привязки к тому, что задумал автор. Готов согласиться с потенциальными критиками в том, что произведение не является самодостаточным в художественном плане – но в этом, считаю, как раз его несомненное достоинство, а не слабость. Ведь автор сам просит воспринимать поэму – лишь как оригинальное либретто к мистериальной постановке, что может быть исполнена в различных жанрах: от мюзикла до классического спектакля. Но в данный момент – принята как сценарный текст для многосерийного мультфильма.

И последняя идея выглядит крайне выигрышно. Тем более, что она уже давно вышла из стадии «собственно идеи» и благополучно перекочевала в полновесный финансируемый проект. Сам автор определяет его, так: «Мультфантазия на тему произведений Булгакова «Дьяволиада», «Театральный роман», Мастер и Маргарита», «Под пятой. Дневники М.А. Булгакова», «Дневники Елены Булгаковой». А затем дополняет: «Объёмно-кукольные фильмы с элементами рисованной и 3D-анимации в виртуальном и реальном пространстве… С музыкальными фарсами и сатирическими бурлесками». Чем, конечно, заинтриговывает окончательно. Заявленная продолжительность конечного продукта: 12 мультсерий по 18 минут каждая.

Можно было бы сразу списать заявленное автором на очередное чисто умозрительное прожектёрство (коих в творческой среде крутится мириады!), нереализуемое в принципе: нигде, кроме воспалённого сознания своего творца.

Если бы не уже сложившаяся «более чем значительная» команда «Московской Мистерии». Ведь под создаваемый проект уже «подписались» признанные профессионалы своего дела. Например, сценарист Герман Климов, (автор сценария того самого, ставшего классическим, мультика 1970 года «Спорт, спорт, спорт». А главное – автор сценария, совместно с Элемом Климовым, фильма «Мастер и Маргарита» 1990 года). Режиссёр-постановщик: Станислав Соколов, лауреат премии «Эмми» Американской Академии телевидения, с 1973 года работающий художником-постановщиком на «Союзмультфильме». Кстати, снявший в 2018 году полнометражный мультфильм «Гофманиада» (прокатчиком ленты выступил «Disney»). Художником-постановщиком нового проекта выступают Елена Ливанова (с начала 70-х годов работавшая на «Союзмультфильме», а затем – на «Кристмас Филмз» и «Би-Би-Си») и Аркадий Мелик-Саркисян (сделавший ещё в далёком 1984 году «Возвращение Блудного Попугая»). Музыка – оригинальная. Композитором Проекта выступает Алексей Шелыгин, написавший музыку более чем к 20 кинолентам российского проката, а также многих телесериалов, таких как «Бригада», «Штрафбат», «Офицеры», «Глухарь» и другие). Продюсеры – Анатолий Сивушов, (выпустивший фильмы «Крестоносец» и «Рыцарский роман», а также сериалы «Бригада», «Звездочёт», «Сеть», «На грани» и многие другие. Лауреат престижнейших премий «ТЭФИ» и «Золотой Орёл») и Николай Маковский – руководитель студии «Союзмультфильм», режиссёр, сценарист, художник, оператор и аниматор.

Уф! Так и хочется облегчённо выдохнуть. Давно не помню, чтобы какие-либо изначально литературные инициативы «намагничивали» на себя столь степенных профессионалов. Такие, как мне представляется, не смогут «испортить» ни одно начинание (даже если некие тайные недруги поставят им такую задачу!) Слишком уж «увесисто» выглядят их послужные списки и длинный перечень профессиональных наград!

Может показаться, что предложенное Владимиром Елиным начинание слишком амбициозно и как бы «оторвано» от реальных зрительских ожиданий. Мол, кому в наше время придёт в голову перечитывать или пересматривать классику – да ещё и выполненную в несерьёзном, «мультяшном» ключе? И как тут не вспомнить нашумевшую историю с экранизацией «Идиота» Достоевского (2003 год). Об этом, после телепремьеры, не написал разве что ленивый. Основной тезис: продюсеры упорно не хотели давать денег на столь «сомнительную» с их точки зрения постановку. Звучало много чего: мол, это же школьная программа, уже «давно избитая» классика, отсутствует новизна сюжета и героев – и подобного рода аргументы.

Никто, в том числе и сами создатели телесериала, не смогли предугадать случившийся неимоверный успех. Рейтинг сериала просто зашкаливал, оставив позади все, даже самые смелые, прогнозы! Неслучайно после этого телепродюсеры как с цепи сорвались: все бросились срочно экранизировать классику. И в последующие годы её сняли в превеликом количестве. Так что, как вариант, после успешного мультвоплощения мистериальных прозрений Михаила Булгакова – ждём «обвал» мультипликационных экранизаций и другой классики!

«Московская Мистериада» планируется не как очередная экранизация классики, где режиссёр крайне стеснён «оригинальным текстом» и не особо может выйти за её пределы – разве что намёками и недомолвками. Тут мы имеем совершенно иной жанр: авторские ассоциации на мистериальные тексты Михаила Булгакова, сплавленные в некоем творческом алхимическом тигле. Творческая команда поставила задачу не столько выразить эти аллюзии на бессмертные булгаковские шедевры, сколько передать саму атмосферу столичной мистериальности. Чтобы потенциальный зритель мог буквально прочувствовать её – методом аудиовизуального погружения.

Как тут не вспомнить, что и в мире науки часто можно услышать суждение, что в настоящий момент Нобелевскую премию получают лишь за исследования, проводимые «на стыке» научных дисциплин. Именно там, мол, и ожидают исследователей действительно удивительные открытия. В искусстве уже давно пристальный интерес также завоёвывают произведения, созданные «между жанрами». За примером ходить далеко не нужно. Тот же мюзикл (поначалу даже не признававшийся отдельным видом театрального искусства и воспринимаемый ещё в начале прошлого века как некий «нелепый гибрид»), начиная с 40 годов ХХ столетия безоговорочно признаётся самым коммерчески успешным зрелищным жанром театрального искусства.

Именно такая «адаптация исходного материала» для широких масс, считаю, и служит важным преимуществом готовящегося к воплощению мультипликационного цикла «Московские мистерии». Ведь не секрет, что роман «Мастер и Маргарита» Булгакова хоть по опросам и признан «лучшим русскоязычным романом ХХ века» (обогнав даже «Тихий Дон» Шолохова!), но по количеству переизданий едва ли войдёт в первые несколько десятков признанных бестселлеров.

При этом есть все основания надеяться, что полученный в ходе реализации задуманного проекта многосерийный мультипликационный фильм будет востребован зрителем, причём не один год – ведь его никак нельзя будет назвать «проходным», «сиюминутным», «выполненным на злобу дня».

И для этого сформированная команда планирует сделать всё от них зависящее.

А «исходным кодом» столь масштабной постановки – с успехом, надеюсь, может выступить поэма-либретто, созданная поэтом Владимиром Елиным.

Рубрика в газете "Литературная Россия": Между жанрами, № 2020 / 39, 22.10.2020, автор: Дмитрий СИЛКАН