12.07.07

Мы намерены занять половину рынка

Евгений Судаков – вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП):

– Минтранс продекларировал сокращение разрешений для перевозчиков третьих стран на 10% ежегодно. Перевозчики третьих стран по состоянию на 2006 год занимают на рынке 14,6%. Это достаточно большая доля, потому что грузы, которые они перевозят, должны возить российские перевозчики. У нас ежегодно растут объемы международных автоперевозок. Сегодня нашим транспортникам принадлежит 40,1% рынка международных перевозок грузов автомобильным транспортом. 45,3% – у стран, с которыми Россия осуществляет двусторонние перевозки. Среди третьих стран, которые заняты перевозкой грузов между Западной Европой и Россией, превалируют перевозчики Белоруссии (33%), Польши (28%), Латвии (8%), Молдавии (7%), Литвы (7%), Эстонии (3%). Мы должны строго придерживаться политики по сокращению присутствия перевозчиков третьих стран на российском рынке. Хотя здесь существуют определенные проблемы. У нас есть понятие – дефицит транзитного проезда. В международном сообщении декларируется транзитный льготный проезд на безразрешительной основе. Но Украина, например, в любой ситуации привязывает наш транзитный проезд через свою территорию к тому, какую долю разрешений на перевозки по третьим странам мы им дадим.

Мы продекларировали, что российские перевозчики должны занимать не менее 50% на рынке. Это наши рабочие места, социальные программы. Мы ставим задачу, чтобы за счет сокращения перевозчиков третьих стран увеличить нашу долю на рынке.

У нас много проблем и в двусторонних перевозках. В перевозках с Украиной наши транспортники занимают не более 20% рынка. Те же проблемы с Белоруссией, Латвией, Польшей. Они происходят, главным образом, из-за коммерческих условий. Например, белорусские производители строительных материалов привязаны к какому-то местному перевозчику, который может оперативно подать машину. Если заказывать машину из России, то будет достаточно высокая цена – порожняя подача должна быть оплачена. А организовать загрузку в обе стороны достаточно проблематично.

Есть номенклатуры грузов, по которым превалируют иностранные перевозчики. Например, это касается автомобилевозов. Однако ситуация в этом и в прошлом году меняется в лучшую сторону. В этом году мы приняли в АСМАП 296 организаций, и из них больше половины – компании, занятые перевозкой автомобилей. Причем это достаточно крупные перевозчики. Я думаю, что со временем будет перераспределение рынка в нашу пользу. Раньше у нас не было специализированного подвижного состава, сейчас он активно закупается. Определенные проблемы существуют также с машинами, перевозящими наливные химические продукты. Таких спецавтомобилей у нас пока еще мало, поэтому в этом сегменте превалируют перевозчики третьих стран.

Кстати, представители третьих стран нередко нарушают условия транспортировки. Мы активно работаем с Ространснадзором, чтобы выявлять эти нарушения. Например, есть такое понятие – «таможенный коридор». Когда польский перевозчик не может завезти груз из Италии в Россию, он заезжает на территорию Польши, переоформляет документы и везет этот груз в качестве польского. Серьезными нарушителями выступают молдавские перевозчики, которые в последнее время сильно нарастили парк. Так как двусторонний грузооборот не обеспечивает работу транспорта, они пытаются найти нишу «на стороне». Могут захватить груз в «третьей стране» и попытаться провести его по двусторонним разрешениям различными путями, в том числе с помощью взяток.

Есть серьезные нарушители системы ЕКМТ. Перевозчик в течение одного дня не может довести груз с границы в Москву, разгрузиться, вернуться и в этот же день снова войти. Понятно, что практикуется передача разрешений другим перевозчикам.

«Гудок» 09.07.2007