06.08.20

Мясу нужен вагон

На минувшей неделе АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), Национальный союз птицеводов и Международная ассоциация логистического транспорта (МАЛБИ) провели онлайн-вебинар, посвящённый логистическому сопровождению и развитию экспорта мясной и птицеводческой продукции в Китай. Участники транспортного рынка рассказали о росте экспортных поставок замороженной мясной продукции в Китай, а также о скором появлении на сети достаточного количества автономных рефрижераторных контейнеров и вагонов.

«Прошлогоднее открытие китайского рынка стало для развития российского экспорта триггером, – рассказал генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. – Если взять показатели только этого года, то мы видим существенный рост (по данным ФТС, в I квартале этого года физические объёмы экспорта мяса птицы выросли на 77,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. – Ред.). Россия имеет большое преимущество, отправляя мясо по железной дороге перед такими странами-конкурентами, как США и Бразилия, у которых нет сухопутного доступа к китайским рынкам».

По его словам, для дальнейшего развития экспорта мясной продукции в Китай железнодорожным транспортом поставщики должны быть обеспечены специализированным подвижным составом. «Осуществлены пилотные отправки по одному контейнеру от двух компаний, однако по состоянию на сегодня сформировать полноценный поезд мы не можем из-за того, что банально не можем найти 40 вагонов», – отметил Сергей Лахтюков.

Как заявил заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ) Иван Мостяев, к концу августа РЖДЛ ожидает поставку 100 контейнеров автономного рефрижераторного типа с увеличенным топливным баком в 1 тыс. литров (производителя в компании назвать отказались). «В сентябре этого года мы будем готовы отгружать поездные отправки с замороженной продукцией в автономных рефконтейнерах, которые полностью соответствуют требованиям китайской стороны», – рассказал Иван Мостяев.

«Помимо перевозки в рефконтейнерах, также существуют сервисы по перевозке в рефрижераторных вагонах, – отметил заместитель генерального директора по развитию АО «Рефсервис» Станислав Станкевич. – В конце июля произошла сертификация первых двух автономных рефрижераторных вагонов производства Уралвагонзавода, с III квартала этого года начинается их серийное производство. В IV квартале мы также ожидаем начала серийного производства рефрижераторных вагонов в Казахстане. Ориентировочно в первом полугодии следующего года на сети появится достаточное количество данного типа подвижного состава».

По его словам, перевозка в автономных рефрижераторных вагонах может быть интересна российским производителям как альтернатива рефконтейнерам. «В первую очередь благодаря тому, что такой вагон можно загрузить на ближайшей железнодорожной станции, – отмечает Станислав Станкевич. – То есть если сейчас речь идёт о погрузке в московском районе или крупных городах, то вагон спокойно может грузиться в Сибири, на Урале и так далее без расходов по «первой миле», перевозке контейнеров или грузов до терминала».

Другой важной проблемой экспорта мясной продукции в Китай железнодорожным транспортом Сергей Лахтюков назвал стоимость перевозки. «Если сравнить железнодорожную транспортировку с морской, то это пока ещё достаточно затратно. Определённый импульс может дать предоставление субсидий и скидок на перевозку по маршрутам до Дальнего Востока и пограничного перехода на станции Забайкальск. В III квартале этого года мы планируем организовать пилотные экспортные отправки через пункт пропуска Забайкальск–Маньчжурия».

Как пояснила руководитель проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова, по состоянию на сегодняшний день в Китай доставлено две товарные партии транзитом через Казахстан (в мае осуществлены две пилотные отправки курятины в Чунцин), однако на этом маршруте транспортная субсидия РЭЦ составляет минимальное значение. «До российско-казахстанской границы очень короткое тарифное расстояние, а субсидируются только перевозки по территории России. Поэтому сейчас мы предлагаем экспортёрам рассмотреть возможность транспортировки через пограничный переход на станции Забайкальск. Здесь тарифное плечо достаточно длинное, субсидия может быть выбрана в максимальном размере, и, соответственно, эти деньги вернутся экспортёру для дальнейшего развития его экспортных производств», – рассказала Алевтина Кириллова.

«Стоимость услуги перевозки автономного рефконтейнера, которую мы предлагаем рынку, по маршруту Москва – Хоргос – Чунцин (Центральный Китай) составляет $6,5 тыс. без учёта транспортной субсидии РЭЦ, так как маршрут пролегает через Казахстан и субсидия минимальна, – сказал Иван Мостяев. – В данный момент нами прорабатываются альтернативные пути следования контейнеров как в поездных, так и в одиночных вариантах отправок.

В рамках проекта «Агроэкспресс» мы предлагаем сервис прицепок к ускоренным контейнерным поездам на станциях примыкания. Такие станции есть в Московском регионе, а также во всех основных регионах России – Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Забайкальск, и дальше поезд уходит в Сучжоу (Западный Китай)».

«Маршрут интересный, у нас уже сформировался круг клиентуры, готовый принимать продукцию по данному коридору, поэтому мы готовы включиться в эту работу, – заявил заместитель директора по экспортным продажам по администрированию ВЭД, GR и инспекционной работе ГАП «Ресурс» Ренат Шигапов. – Очень ждём открытия сервиса через Забайкальск, уже сейчас мы готовы отправлять до 50 контейнеров в месяц по этому маршруту».

Так, в ходе вебинара ГАП «Ресурс» и РЭЦ договорились начать готовить первую экспортную товарную партию для отправки в Китай через Забайкальск.

«Мы ежемесячно увеличиваем объёмы перевозимой рыбной продукции через российско-китайский пограничный переход Махалино–Хуньчунь, – заявил генеральный директор ООО «Дальрефтранс» (входит в Транспортную группу FESCO) Андрей Гречкин. – На китайской стороне есть оборудованные пункты для приёма замороженной продукции, имеются все необходимые холодильные мощности и персонал. Мы считаем, что на этот переход можно распространить разрешение на ввоз курятины. Это даст возможность максимально использовать российскую территорию, на этом направлении работает множество компаний, готовых сразу дать объёмы для перевозок, на этом переходе отсутствуют пробки из-за невысокой загруженности. Сроки доставки по такому маршруту составят 17–19 суток из Москвы и 14–16 суток из Новосибирска»

Данную идею поддержало АО «Рефсервис». «Численность населения северо-восточной части Китая более 200 млн человек. Мы видим очень большой регион для сбыта мясной продукции и предлагаем пользоваться данным коридором, тем более это самая дальняя точка входа в Китай, что позволяет получить максимальную транспортную субсидию от РЭЦ», – отметил Станислав Станкевич.

По словам Алевтины Кирилловой, в настоящее время ведётся совместная работа с Министерством транспорта России по рассмотрению возможности организации перевозок через данный коридор.

Как рассказал директор по развитию ООО «Рускон» Дмитрий Кутателадзе, помимо перевозок в направлении «Восток – Запад» существенные грузопотоки идут также по коридору «Север – Юг». «После открытия китайских рынков мы наблюдаем взрывной рост перевозки замороженной продукции через порт Новороссийск. За первые пять месяцев 2020 года фиксируется рост в 210% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший прирост идёт именно в Китае», – отметил Дмитрий Кутателадзе.

По его словам, схемы экспорта мясной продукции в контейнерах через порт Новороссийск традиционно включают в себя перевозку с использованием автомобильного транспорта и контейнеризацию на припортовом складе. «Однако в этом году мы совместно с ПАО «ТрансКонтейнер» организовали сервис по отправке продукции в составе ускоренного контейнерного поезда с юга России. Несмотря на короткое плечо, данный вариант транспортировки даёт ряд преимуществ – это фиксированные на длительный период ставки железнодорожной перевозки, отсутствие дополнительных перегрузок, допустимый вес груза больше, чем при автоперевозках, отсутствие необходимости переоформления транспортных документов. Кроме того, на коротком плече есть возможность не подключать рефконтейнеры к электросети. Они вполне нормально держат температуру, соответственно, следует довольно большая экономия», – рассказал Дмитрий Кутателадзе.

«В настоящее время необходимо активизировать взаимодействие всех участников цепочек поставок российской мясной продукции в Китай с использованием всех преимуществ ускоренных железнодорожных маршрутов. РЭЦ предпринимаются все меры логистической поддержки таких экспортных поставок с учётом возможности формирования встречного грузопотока из Китая, субсидиарной поддержки и применения гибких тарифных схем», – заключила Алевтина Кириллова.

Гудок