07.06.08

На рынке экспресс-доставки в РФ нет конкуренции

РБК; 07.06.08



Рынок экспресс-перевозок интенсивно развивается в России, прирастая ежегодно на 20-30% (для сравнения тот же рынок в Европе растет на 3-4% в год). Однако спрос на доставку грузов в срок от 12 до 72 часов в РФ на 55% удовлетворяют иностранные компании, – подсчитали эксперты. Впрочем, "большая четверка" (DHL, UPS, TNT Express и Federal Express) считает, что их доля на российском рынке несколько выше – 64%.

"Компании "большой четверки" включают в свою аналитику импорт, потому что они осуществляют доставку импорта по России. Однако, за эту доставку платит иностранный потребитель, стало быть это не ёмкость российского рынка, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" директор по продажам и маркетингу компании 4sides Виктория Чуб. – Это ёмкость международного рынка в потоке на Россию. Спрос находится не в РФ, а за ее пределами".

Вследствие учета "внешних" заказов на поставки в Россию "большая четверка" занимает, по данным компании "Экспресс-обзор", 64% российского рынка (40% – DHL, 11,7% – UPS, 10,3% – TNT Express, 2% – Federal Express). Но без учета заказов на импорт расчеты меняются. "Я бы долю иностранных коллег свел до 55%, заявляет гендиректор компании "Сити-экспресс" Андрей Княжинский. – DHL – определенно лидер, и под 40% рынка закрывает. Но нам [российским фирмам] остается 45%".

Западные компании ведут более агрессивную политику на рынке, что оборачивается существенной разницей в тарифах. В среднем экспресс-доставка в течение 1-4 часов усилиями "большой четверки" обойдется в сумму 800 рублей, российские операторы сделают это за 600 рублей.

Российские игроки первого эшелона: это Pony Express, СПСР-Экспресс, Гарантпост, 4sides и Сити-экспресс – доля каждого на рынке от 4 до 9%, говорит А.Княжинский. "В пятерку сильнейших российских игроков я бы не включил EMS Почта России: это все-таки государственная корпорация, оценивать ее возможности очень сложно". Хотя, по словам эксперта, на EMS Почта России приходится 6-7% рынка, то есть для включения в пятерку есть все основания.

Отметим, аналитики говорят пока лишь о базовом уровне конкуренции на рынке экспресс-доставки в РФ. "В регионах еще конь не валялся". Расширение деятельности в регионах, равно как и спектра услуг в пользу грузовых перевозок (их пропорция в оборотах растет), будут главными трендами развития рынка экспресс-перевозок. Этого хотят заказчики – логистики полного цикла, обеспечением которой и намерены заняться российские фирмы.

"Доходность экспресс-доставки в Европе 20-30%, – рассказывает В.Чуб. – Конечно, это привлекает новых игроков. Барьер входа достаточно низкий, и новый игрок может зайти, имея лишь call-центр и службу продаж, остальное отдать в аутсорсинг коллегам, генерируя только продажи". И хотя не все крупные компании согласны таким образом "выращивать" будущих конкурентов, почему бы не прибегнуть к этим дополнительным "генераторам" сборов (100 отправлений в месяц)?

Но все же обычно компании развивают собственную филиальную сеть или находят агентов, заключая договора с местными логистическими фирмами, которые под маркой компании готовят сбор в регионах. Доставки в зоне 700 км от Москвы покрываются грузовиками, все, что дальше – авиаперевозками.

"Мы все летаем пассажирскими авиалиниями, у всех компаний определенные квоты на бортах, – говорит в заключение программы "В фокусе" на РБК-ТВ В.Чуб. – Однако, эти квоты не дают гарантии того, что ваши почтовые мешки будут сегодня же погружены – потому что есть 8 марта, когда летят цветы, и они летят дней за 10 в регионы. Есть еще, к сожалению, 14 февраля".

Свои борта иметь не выгодно, потому что нет обратного наполнения из регионов, – констатирует А.Княжинский. – "Все потоки идут из Москвы, из Питера. Обратного процесса нет".

И это много говорит как о глубине, так и о структуре российского рынка. Ведь если конкуренции почти нет внутри России, градус ее повышается в секторе международных доставок. По данным "Почты России" "большая четверка" контролирует более 70% сектора международной доставки, самой дорогой по стоимости. Грубо говоря, грузы летят в Москву и Санкт-Петербург и потом разлетаются по регионам. "Обратного процесса нет".

Объем российского рынка экспресс-доставки, по разным данным, на конец 2007г. составляет 250-420 млн долларов. Колоссальную разницу в оценках эксперты связывают с отсутствием рынка аналитики экспресс-доставок в стране.