25.06.07

Некогда отдыхать

Нежелание лесоотправителей грузить продукцию в выходные и праздничные дни привело к падению объемов погрузки на Красноярской железной дороге.

За прошедшие пять месяцев погрузка леса на КрЖД по отношению к прошлому году увеличилась на 626,7 тыс. тонн. Однако, несмотря на перевыполнение задания (+ 3,5%), в последние месяцы наметилась тревожная тенденция. Так, если в апреле дорога свела объем лесопогрузки точно к плану, то в мае показатель снизился на 61,3 тыс. тонн (- 9,5%). При этом на фоне постоянных жалоб грузоотправителей на нехватку подвижного состава в прошлом месяце оказались невостребованными 1389 вагонов.

По мнению железнодорожников, одна из основных причин невыполнения плана кроется в неритмичности погрузки со стороны лесоотправителей. Только в выходные и праздничные дни вагоны простаивают в ожидании погрузки от 13 до 70 часов. В результате дорога теряет до 25% объемов отгружаемой лесопродукции. Так, Новоенисейский лесохимический комбинат при суточной норме погрузки 22 вагона в выходной день отгрузил всего шесть. При этом предприятие требует с дороги компенсацию за неотгруженные из-за неподачи вагонов лесоматериалы. «Однако грузоотправитель умалчивает тот факт, что еще в воскресенье на станции Лесосибирск простаивало в ожидании погрузки 200 полувагонов. Естественно, что дорога не может себе позволить держать в бездействии такой парк, поэтому подобные требования считаю необоснованными», – подчеркнул первый заместитель начальника КрЖД Владимир Касаткин.

Как сообщили «Гудку» в департаменте анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД», проблема с отставанием погрузки леса от плана в выходные и праздничные дни актуальна для всей сети. «В выходные дни первой половины июня погрузка леса на сети опускалась до 75 тыс. тонн, тогда как в будни ежесуточно отгружалось до 210 тыс. тонн», – сказали в департаменте.

«Мы полностью поддерживаем предложение Красноярской магистрали о переходе на непрерывный график, поскольку и сами работаем без выходных. Но решение проблемы находится в руках компаний, занимающихся непосредственно отгрузкой леса. Пока единственное, чего нам удалось добиться, – это уговорить их перейти на «шестидневку», при этом мы не оставляем попыток решить вопрос и с воскресными днями», – сообщил генеральный директор лесосбытового ООО «Сиблес» Александр Цеханович.

Однако лесозаготовители считают, что сейчас – в начале лета – аргументы для перехода на семидневную рабочую неделю не всегда обоснованны.

«Сейчас мы работаем шесть дней в неделю, – говорит директор филиала лесозаготовительного ООО «МС ТрансСервис» Юрий Качаев, – Но в летнее время рабочим бригадам необходимо предоставлять выходные, тем более что и лесозаготовительный сезон давно закончился. Ведь когда идет основная сезонная лесопогрузка, мы выпускаем все рабочие бригады на полную рабочую неделю».

По словам лесозаготовителей, задержка с отгрузкой – следствие роста трудозатрат, связанных с подачей под загрузку платформ, а не полувагонов, как прежде. С учетом высокой востребованности полувагонов на сети дорога старается сориентировать лесоотправителей на работу с платформами. «Если раньше одна рабочая бригада за день отгружала два полувагона с лесом, то сейчас – только одну платформу», – отметил Юрий Качаев. Кроме того, лесозаготовители жалуются и на длительные весенние дожди, из-за которых оказались размытыми и без того плохие дороги. В результате нарушились сроки доставки леса на нижние склады – вагоны простаивали в ожидании.

Мешают клиентам дороги и конвенционные запреты на погрузку в адрес станций назначения. Так, например, по этой причине ООО «Сиблес» не смогло отгрузить в мае свыше полутысячи вагонов. В целом потери КрЖД из-за продлившегося на весь прошлый месяц конвенционного запрета на Находку и действующего на Ейск составили в мае 612 вагонов.

Серьезной проблемой является и несоответствие по срокам выдаваемой при экспорте леса перевозочной документации.

«Свои планы компания верстает на месяц, временная декларация выдается таможней также на месяц, а фитосанитарный сертификат Россельхознадзора – на 15 дней. Это заставляет нас периодически корректировать свои действия», – говорит замдиректора ООО «Лесснабсбыт» Геннадий Горбатков.

Увеличить срок действия сертификата не в силах ни грузоотправители, ни магистраль. Как пояснил «Гудку» замначальника отдела инспекции по карантину растений красноярского управления Россельхознадзора Николай Шинкарев, согласно приказу Минсельхоза фитосанитарный сертификат выдается на срок с момента его выдачи до даты пересечения продукцией границы России. Для вывоза леса в страны – члены ЕС он составляет 14 дней, для других стран – 15. Если же этого времени экспортеру не хватит, то он может переоформить сертификат, но не позднее 15 дней с момента истечения срока его действия. Территориальное управление Россельхознадзора обязано выдать новый документ в течение трех рабочих дней с момента подтверждения подлинности ранее выданного сертификата.

Из-за истечения сроков или неверного оформления таможенных документов и карантинных свидетельств до 200 полувагонов от двух до десяти суток простаивают на восточных погранпереходах.

Призывая клиентов изменить подход к отгрузке леса, дорога немало делает для улучшения поездной работы на «лесных» направлениях. Так, на участке Решоты – Карабула успешно применяется новая технология движения поездов, при которой подвижной состав на станцию подают утром, загружают днем, а вечером отправляют по назначению. Кроме того, теперь в зависимости от объемов отгружаемого леса магистраль варьирует число ниток поездного графика. А для оперативного вывоза вагонов с лесом на станции Чунояр дополнительно введен двухсекционный маневровый локомотив. Устройство маневровой колонки на станции Решоты позволит сократить время маневровой работы по формированию и расформированию как порожних, так и груженных лесом составов.

Сейчас и магистраль, и лесоотправители находятся в ожидании того, как изменение экспортных пошлин на вывоз круглого леса скажется на объемах перевозимой древесины. С 1 июля за каждый кубометр кругляка экспортер будет отдавать не 4 евро, как раньше, а 10. «Поэтому особое внимание железнодорожникам необходимо уделить проверке даты передачи вагонов к перевозке. В том случае если прием к перевозке лесоматериалов будет превышать период вывоза по временным периодическим декларациям (ВПД), оформленным в июне, то в пункте пропуска через таможенную границу РФ транспортные средства будут задерживаться для переоформления товара по новым ставкам пошлины. Это актуально для перемещаемых с 1 июля лесоматериалов, заявленных к вывозу по ВПД в период до 30 июня 2007 года включительно, – такие товары могут быть приняты к перевозке железной дорогой не позднее 30 июня», – предупреждает начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Красноярской таможни Вячеслав Арсентьев.

«Гудок» 25.06.2007