Новые ввозные: импорт автомобилей в Россию резко упал
Поставки новых автомобилей в Россию в январе уменьшились вдвое на фоне затоваривания дилерских складов и введения новых ограничений на ввоз. Заметно меньше стали импортировать машины и по альтернативным каналам, особенно это касается популярных китайских моделей. Активность покупателей также снижается. Приведет ли всё это к удешевлению автомобилей, разбирались «Известия».
Вместо реки — ручеек
За январь 2025-го по альтернативам схемам в Россию ввезли чуть больше 5 тыс. новых легковых автомобилей — такие данные приводит генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
«Полноводная река альтернативного импорта, пополнявшая российский авторынок в 2023-м и начале 2024 года, планомерно превращается в иссыхающий ручеек», — написал он в своем Telegram-канале.
Автоимпорт значительно сократился в целом. В январе в Россию ввезли 31,9 тыс. новых автомобилей — более чем в два раза меньше результатов января (64,3 тыс. шт.) и декабря 2024 года (68 тыс. шт.), отметили в «Автостате». По сути, январский импорт опустился до объемов января 2023 года, когда только начиналось восстановление рынка.
Лидирует немецкое и японское
Если в прошлом месяце активнее всего импортировались автомобили марки Geely, то в этом вперед вырвался Haval. Самой импортируемой моделью второй месяц становится Omoda С5, что неудивительно: первые обновленные кроссоверы начали поступать к дилерам только в конце прошлого года, и ввезти достаточное количество машин просто не успели.
Автомобили марки Geely практически перестали ввозить в страну альтернативным способами. Кроме того, сменились и лидеры неофициального импорта — в январе это Toyota и BMW вместо Geely и Lixiang.
Достаточно полмиллиона
В «Автостате» считают падение закономерным — до повышения утильсбора автомобилей импортировали больше, чем на тот момент было нужно рынку.
— Сейчас нет смысла ввозить автомобили, когда есть большие стоки, — отметил в ходе онлайн-эфира «Автостат Оперативка» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В агентстве оценили объем стока новых автомобилей на начало года в полмиллиона штук.
Только на сайте auto.ru насчитывается более 150 тыс. объявлений о продаже новых автомобилей 2024 года выпуска. Больше всего объявлений касается моделей Geely, Chery и Haval.
Импорт автомобилей с пробегом также снизился в январе, но незначительно — на 2%, до 19,4 тыс. Больше всего ввозили автомобили марки Toyota, а самой популярной моделью с пробегом стала Honda Freed.
Откуда везете
В основном машины импортируют из Китая, на него пришлось 92%. При этом альтернативные поставки через Белоруссию (2,4%), Киргизию (2,4%) и Казахстан (0,6%) сократились до минимума.
В апреле серьезно «затянут гайки» для импортеров, которые везли машины через страны ЕАЭС, установив возможность доначисления утильсбора, пошлин, акцизов и других платежей, если выяснится, что машина была ввезена по «серой» схеме. Поэтому эти каналы поставок автомобилей в Россию стали гораздо менее популярными, считают эксперты.
— Пока это были схемы, позволявшие сэкономить, этим пользовались, а сейчас смысла нет, — отметил партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.
Китай нарастил долю в поставках автомобилей с пробегом до 16,4% и почти догнал Южную Корею (16,6%), заняв третье место. Более половины подержанных машин в январе приехали из Японии — 53,2%.
Почему падает импорт
У снижения объемов импорта есть несколько причин, отмечают эксперты. Прежде всего это большое количество машин, ввезенных до повышения утильсбора, которое сейчас находится на складах дилеров. По разным данным, речь идет о 400–450 тыс. штук.
— Вполне вероятно, что столь большой запас автомобилей вынудил импортеров пересмотреть график и объемы новых поставок. Сначала надо продать то, что уже есть, — отмечает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
По его мнению, повышение утилизационного сбора больше всего ударило по моделям, импортируемым по альтернативным каналам. Очевидно, что они стали дороже, а потому ввозить их стало менее выгодно.
— Что касается параллельного импорта, то доля таких автомобилей на рынке ощутимо уменьшилась — сказываются усилия государства по постепенному «выдавливанию» таких автомобилей, ввозимых по альтернативным каналам, с рынка, — считает Игорь Моржаретто.
Снижение объема поставок новых автомобилей типично для января, рассказал «Известиям» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. С конца декабря и до середины января поставки традиционно минимальны.
— В дальнейшем ситуация будет зависеть от производственных планов марок и объемов товарных запасов 2024 года выпуска, — отметил он.
Что будет с ценами на автомобили
Динамика продаж автомобилей снижается. Хотя общий объем в январе превысил показатели января 2024 года, в сравнении с декабрем рынок просел почти на 40%. Покупательский интерес продолжил падать и в феврале. Несмотря на затоваривание, вряд ли стоит рассчитывать на снижение цен, полагают опрошенные «Известиями» эксперты.
— Имеющиеся машины рано или поздно будет проданы. А новые партии импортных моделей будут поставляться уже с повышенным с января утильсбором. Соответственно, они будут дороже, — считает Игорь Моржаретто.
Скидки сейчас есть, но они, как правило, рандомные, рассказал Максим Кадаков.
— Всё решается индивидуально в зависимости от конкретной ситуации у того или иного дилера, конкретной модели или даже модификации автомобиля, способа оплаты, — отметил он.
Завуалированное снижение
Андрей Терлюкевич не видит предпосылок для прямого снижения цен, однако стабилизацию цен на уровне декабря 2024 года уже можно назвать завуалированным снижением, считает он.
— Сохранение программ поддержки марками вместо логичного и традиционного повышения цен с началом нового года само по себе стимулирует продажи. Дилеры более-менее привели свои склады к уровню текущих продаж за декабрь–январь и дальнейшие отгрузки планируют только с учетом рентабельности продаж. Другими словами, скидок на новые поставки ждать не стоит, — отметил Андрей Терлюкевич.
Рынок определит, насколько цена будет меняться, считает генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
— По моим предположениям, рынок будет стабилен по цене, и если китайские поставщики не будут устраивать между собой соревнование, кто продаст больше, то через некоторое время рынок успокоится и дилеры смогут начать зарабатывать деньги, — отметил он.
В свою очередь, неофициальные импортеры ищут способы, как сделать автомобили дешевле. Так, один крупный поставщик открыл в Белоруссии склад, предназначенный для хранения и поставки автомобилей в российские дилерские сети китайских, корейских и европейских брендов, включая Li Auto, Mercedes-Benz, BMW и Toyota. Это позволит оптимизировать расходы на таможенное оформление, открывает возможность для дилерских сетей не платить коммерческий утильсбор, поскольку автомобили выпускаются в свободное обращение сразу на конечного покупателя.