10.06.08

Новый подход к перевозкам

Сквозные транспортные услуги должны обеспечить бесперебойную доставку грузов

Логистический подход к перевозкам необходимо подкрепить инфраструктурными преобразованиями.

– Какие решения в настоящее время требуется внедрить в транспортную отрасль для повышения её эффективности?

– Основная задача, стоящая перед российским транспортным комплексом, – развитие сквозных транспортных услуг. Эта задача предполагает скоординированную совместную работу различных видов транспорта по доставке груза точно в срок с обеспечением его сохранности. А для этого необходимо разработать комплексную технологию взаимодействия всех участников транспортного рынка. Обеспечивать и контролировать бесперебойное движение груза с помощью различных видов транспорта должны логистические центры. Их задача, с одной стороны, учесть пожелания клиентов по срокам доставки груза и рассчитать стоимость его перевозки, а с другой – выстроить логистическую цепочку с учётом тарифных и правовых особенностей различных видов транспорта. И ни одно звено этой цепочки не должно прерваться, иначе в условиях жёсткой рыночной конкуренции клиента попросту можно упустить.

– Для внедрения сквозной услуги требуется предварительная подготовка?

– Понятие «сквозная транспортная услуга» предполагает решение целого комплекса вопросов. Необходимо развивать инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования. Недостаточное внимание к этой проблеме может привести к необоснованным простоям транспорта. Так, например, в 2007 году в связи со строительством нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан резко возросли объёмы железнодорожных перевозок через территорию Якутии с участием ОАО «АК «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ). Но грузополучатели и владельцы подъездных путей оказались не готовы к приёму грузов только из-за недостаточного количества погрузочно-выгрузочных фронтов. В итоге вагоны с грузом труб, следовавшие как из Украины, так и из России, вынуждены были простаивать в ожидании разгрузки. Естественно, это повлекло увеличение транспортной составляющей в цене продукции, что свело на нет все логистические расчёты.

– Помимо отсутствия фронтов, какие трудности ещё возникают?

– В Якутии отсутствует развитая сеть инфраструктуры необщего пользования и не хватает складских терминалов. При этом завоз грузов в республику носит сезонный характер: переправа через реку Лену функционирует не круглый год. В результате перед закрытием переправы вагоны и контейнеры нередко простаивают, что ведёт к удорожанию продукции. Ситуация усугубляется и тем, что экспедиторы, обеспечивающие вывоз грузов со станций автомобильным транспортом, работают по тарифам, не регулируемым государственными органами. В таких условиях предоставлять сквозную транспортную услугу оказывается весьма затруднительно. Решить эту проблему поможет оформление перевозочных документов и взимание платежей в режиме «одного окна», увеличение парка автомобилей, вывозящих грузы с железнодорожных станций, а также строительство терминальных комплексов для хранения этих грузов.

– Нормативно-правовая база железнодорожного транспорта готова для внедрения сквозной транспортной услуги?

– Нормативно-правовая база требует реформирования. До сих пор не определены юридические значения понятий «перевозчик» и «экспедитор». Это значит, что не уточнены их права и обязанности. В такой ситуации у клиента могут возникнуть трудности с решением проблемных ситуаций, возникающих при перевозке.

Необходимо ликвидировать пробелы в Технических условиях размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (ТУ). Ряд условий перевозки грузов ими просто не предусмотрен, в результате грузоотправителю зачастую приходится тратить много времени на самостоятельную разработку технических условий перевозки.

– Что может дать Якутии применение сквозной услуги на транспорте?

– Внедрение сквозной транспортной услуги, как никогда, актуально для Якутии. Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» до 2030 года, разработанный правительством республики и одобренный руководством страны, предполагает развитие лесной, нефтегазодобывающей отраслей, топливно-энергетической промышленности, энергетики, промышленного строительства. Рост промышленности влечёт за собой активизацию перевозок: уже в ближайшие годы объёмы перевозок грузов в вагонах и контейнерах в Якутию и из Якутии как во внутреннем, так и в международном сообщении возрастут на 40 – 50%. Транспортному комплексу республики необходимо подготовиться к увеличению грузопотока. Уже принято решение о реконструкции станции Нерюнгри-грузовая, на которой осуществляется передача грузов между ОАО «РЖД» и ОАО «АК «ЖДЯ». Осуществляется строительство подъездных путей необщего пользования в расчёте на увеличение перевозок угля. Внедряются новейшие информационные технологии: «АСУ станции», ЭТРАН, программы дислокации вагонов и контейнеров и локационного слежения за движением локомотивов на участке. Но пока не все инфраструктурные проблемы решены: отсутствует автомобильный и железнодорожный мост через Лену, погрузочно-выгрузочное оборудование на контейнерных площадках устарело морально и технически.

Организация сквозных перевозок грузов в Якутию из других государств, как и обратной отправки из Якутии, предполагает расширить зону деятельности логистических центров: привлекать к перевозкам как железнодорожный, так и автомобильный и речной транспорт. Это позволит с меньшими транспортными затратами реализовывать проекты развития Республики Якутия и увеличить объёмы перевозок грузов.

«Гудок», 10.06.2008