24.10.08

Новый выход для экспорта

В непосредственной близости от Туапсинского морского торгового порта (ТМТП) будет построен новый порт. Его перевалочные мощности должны составить около 7 млн тонн грузов в год.

Инициатором проекта выступает компания «Порт Туапсе-Южный», созданная специально для его реализации. С администрацией Краснодарского края уже подписано соответствующее инвестиционное соглашение. Как сообщили газете «Гудок» в администрации края, сумма инвестиций будет составлять 4,8 млрд руб.

Планируется, что порт будет построен в нескольких километрах от Туапсинского морского торгового порта (ТМТП), хотя земельный участок пока не оформлен.

В настоящее время компания «Порт Туапсе-Южный» занимается подготовкой проектной документации. По словам генерального директора компании Владимира Гребенчукова, в новом порту будет семь причалов, два из которых, возможно, будут введены в эксплуатацию уже в 2010 году. Со сроками ввода порта в эксплуатацию компания намерена определиться в начале следующего года.

В порту планируется переваливать около 7 млн тонн грузов в год, из которых 3,5 млн тонн – сельскохозяйственные грузы, 2,5 млн тонн – генеральные грузы и 1 млн тонн – накатные грузы. В компании «Порт Туапсе-Южный» отмечают, что новый порт позволит восполнить дефицит перевалочных мощностей на Черноморском побережье и частично разгрузить российские порты, мощностей которых не хватает для переработки возрастающих экспортных потоков. В частности, это касается южных глубоководных портов – ТМТП и Новороссийского морского торгового порта.

Строительство порта будет вестись за счёт собственных и привлечённых средств компании «Порт Туапсе-Южный». Ответа на вопрос, какую часть этих средств планируется привлечь на рынке, «Гудок» не получил. Президент Международной академии транспорта Александр Кондратьев отметил, что проект строительства порта является одним из элементов комплексной программы «Повышение эффективности товаропроводящей системы России», которая курируется лично министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Кроме того, это один из немногих проектов, который комплексно согласуется с политикой ОАО «РЖД», подчеркнул господин Кондратьев.

По мнению аналитиков, главным вопросом данного проекта является вопрос транспортной инфраструктуры. В частности, по мнению ведущего эксперта управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, главный и очевидный минус проекта – это очень высокая степень загрузки железной дороги в районе Туапсе и тот факт, что данная зона является курортной и побережье плотно застроено. «Как будут решены земельные вопросы? По опыту олимпийского Сочи можно уже заранее предсказать, что это будет очень непросто. И, конечно, внесёт свою негативную ноту и финансовый кризис. Так как порт будет строиться на кредитные деньги, то сроки его строительства и окупаемости могут быть сильно увеличены», – полагает господин Баранов.

Кроме того, по его мнению, затраты в 685 руб. инвестиций на тонну мощности всё же могут оказаться недостаточными.

«Гудок», 24.10.2008