16.05.08

Нужна единая стратегия

Транспортная услуга может быть представлена как сборка автомобиля. Допустим, идёт речь о сборке машины и об отношениях между поставщиками комплектующих. В то же время есть отношения между продавцом готовой машины и её покупателем. Есть также чёткая градация при предоставлении транспортной услуги. Либо речь идёт о законченном сервисе «от двери до двери», либо о его отдельном сегменте, касающемся, например, только участка железнодорожной перевозки.

Нужно признать, что модели единой транспортной услуги пока не существует. К сожалению, её нет и в «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года». Этот сегмент учтён в Прейскуранте 10-01, однако в этом документе речь идёт о массовых, повагонных грузах, но нет внятного нормативного определения транспортной услуги для сборных грузов.

В то же время мировой опыт подсказывает нам путь решения данного вопроса: например, в Германии существует компания, являющаяся национальным логистическим оператором. 51% её акций принадлежит национальному железнодорожному оператору – компании Deutsche Bahn. Кроме того, у этой структуры есть еще порядка 300 миноритарных акционеров. Логистическая компания обеспечивает доставку груза «от двери до двери» с соблюдением оговорённых контрактом параметров ритмичности.

Нам требуется аналогичная структура, которая могла бы взять на себя функцию обеспечения ритмичности работы грузопроводящей сети на всей территории России по всем товарным группам. И было бы очень грамотным шагом поставить такую задачу в «Стратегии-2030».

Отдельно хотелось бы сказать о планах по развитию железнодорожной инфраструктуры, обозначенных в «Стратегии-2030». Они очень амбициозны, и если ОАО «РЖД» удастся их выполнить, то руководство компании будет достойно памятника. Построить порядка 22 тыс. км железных дорог за оставшиеся 22 года – это подвиг. Но достичь этого результата без поддержки государства будет невозможно. Я считаю, что мы не созрели для того, чтобы вводить полномасштабные рыночные отношения на железной дороге. Создаются вертикально интегрированные корпорации в авиастроении, судостроении, атомной энергетике. И в то же время в дань моде мы разрушаем существующую железнодорожную вертикальную корпорацию. На мой взгляд, это отход от мирового опыта.

«Гудок», 15.05.2008