09.11.15

О скорости доставки грузов

Критические замечания и оценки, которые периодически звучат по поводу скорости доставки грузов, по мнению главы компании, не всегда обоснованны.

Действительно, скорость, с которой реально движется грузовой поезд с учётом разгонов и торможений, – 46 км/ч – и скорость доставки груза – 340 км/сут. – представляются несопоставимыми. При этом в расчёт, как правило, берут последний показатель и делят его на 24 часа. В итоге получается, что поезд движется со скоростью 14,2 км/ч, как велосипед.

По словам Олега Белозёрова, такая арифметика не вполне адекватна. За скоростью доставки груза стоят разнообразные процессы с участием грузоотправителей, грузополучателей, железнодорожников, операторов вагонного парка, портовиков, таможенников и т.п. Значительная их часть вообще не имеет отношения к процессу перевозки по железной дороге.

Так, при расчёте скорости учитывается время простоя вагонов в ожидании выгрузки. В этом году из-за ограниченных возможностей морских портов по выгрузке вагонов на подходах среднесуточно простаивает более 200 поездов с грузами, и общесетевые потери скорости доставки по этой причине составляют 17 км/сут. Часто причиной простоев могут быть неправильно оформленные таможенные или экспедиторские документы, ненадлежащее техническое состояние вагона и т.д.

Компания ориентируется на потребности и возможности клиентов. Если у заказчика в приоритете скорость доставки, он может воспользоваться маршрутной отправкой (512,2 км/сут.) или контейнерной (463,3 км/сут.). Состав перемещается от станции погрузки до станции выгрузки без переформирования поезда в пути следования. Отсюда и экономия времени.

Есть также групповая (301,5 км/сут.), мелкая (245,7 км/сут.) и повагонная (257,4 км/сут.) отправки. Главная их особенность – необходимо сначала дождаться накопления поезда до нормативной длины состава в районе станции погрузки, а затем уже в пути следования они пересортируются по различным направлениям. На этом, безусловно, теряются километры в сутки. Но и стоимость существенно меньше.

Сравнивая скорость доставки груза в России с мировыми железнодорожными системами, глава компании оценивает позиции РЖД как более чем достойные: по всем сравнимым критериям – среди стран-лидеров, а по грузонапряжённости – на втором месте после Китая. При этом благодаря постоянной работе по сокращению непроизводительного простоя вагонов, оптимизации работы сортировочных станций, организации движения грузовых поездов по расписанию только за 10 месяцев 2015 года скорость мелкой отправки выросла на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, повагонной – на 9,1%, контейнерной – на 8,2%, маршрутной – на 16,1%, групповой – на 18%.

Ещё один ориентир – доля отправок, доставленных в срок. За 10 месяцев 2015 года их доля увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 7% и достигла 92,6%. Одна из главных задач – достижение уровня в 100%.

От лица компании Олег Белозёров принёс извинения за задержку на станции Ин ДВЖД вагона с железобетонными изделиями, необходимыми для ремонта подстанции Литовко. О факте нарушения сроков доставки сообщила в интернет-приёмную президента ОАО «РЖД» Светлана Григорьевна Кибичева.

Простои вагона с ЖБИ стали следствием ограничений пропускной способности участков и станций при проведении плановых и неплановых «окон». Попросту говоря, на участке вёлся ремонт пути, и из-за нескоординированной деятельности различных служб железнодорожники не смогли обеспечить своевременную доставку груза. По мнению Олега Белозёрова, подобные нарушения недопустимы, причастные наказаны.

В настоящее время на Восточном полигоне проводится масштабный комплекс работ по реконструкции и модернизации железнодорожной инфраструктуры, и РЖД делают всё, чтобы они не препятствовали перевозкам. Тем не менее сбои случаются. По убеждению главы компании, после завершения этих работ подобные проблемы в Дальневосточном регионе исчезнут.

Гудок