17.09.21

Объединение нефтерынков России и Белоруссии не повлияет на экспортную логистику

После почти 3 лет переговоров Москва и Минск объявили о готовности подписать документы об интеграции двух стран. Она будет состоять из 28 союзных программ, в числе которых – заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов. Предусматривается, что соответствующие документы будут подготовлены до 1 декабря 2023 года.

В идеале интеграция никак не должна сказаться на российских компаниях. Из-за санкций, принятых в отношении белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), Белоруссия не может, как раньше, зарабатывать на переработке российской нефти. И интеграция, скорее всего, увеличит предложение нефтепродуктов на российском рынке. Но в то же время уменьшение экспорта из Белоруссии в Европу высвобождает объемы, которые могут заполнить наши компании. Поэтому в целом баланс должен сохраниться. А с учетом того, что экспортное направление для наших НПЗ выгодное (внутренний рынок, даже будучи временами премиальным, не способен потребить весь объем переработки отечественных предприятий), такой своп (белорусы продают на наш внутренний рынок, российские НПЗ – на экспорт) может оказаться даже выгодным для нас.

Увеличившиеся санкционные риски, скорее, приведут к уменьшению объемов поставки нефти в Белоруссию. Но это снижение – не последствие интеграции. Первичная причина – это санкции. Сейчас задача состоит в том, чтобы выработать новый режим функционирования нефтегазовой отрасли Белоруссии так, чтобы она не умерла. Но и «жировать» в таких условиях не получится.

Логистика поставок нефти, если речь идет о транзите, вряд ли как-то изменится. В отношении нефти, поступающей для переработки на НПЗ, схема поставок уже меняется – российские компании не стремятся подставляться под риск санкций, поэтому в логистику встраиваются компании, не имеющие значимого «общения» с внешним миром. Уходить из-под риска санкций и при этом продолжать работу российские компании уже худо-бедно научились.

В большей степени эта интеграция окажет влияние на российский федеральный бюджет. Фактически речь идет о выравнивании экономики функционирования белорусской нефтегазовой и нефтегазохимической отраслей с российскими. Это включает в себя весь набор бюджетных компенсаций. Предоставить их напрямую текущее законодательство не позволит, поэтому Минфину придется создавать какие-то параллельные механизмы финансирования. Если рассматривать этот шаг как шаг в сторону дальнейшей интеграции Белоруссии и России, то такие затраты и маневры скорее оправданны, чем нет. Но все же «стрелять себе в ногу» (то есть делать какие-то шаги, заведомо нанося вред отечественным компаниям) в правительстве вряд ли будут.

РЖД-Партнер