24.11.05

Очень особые зоны

Программа создания в России особых экономических зон (ОЭЗ), шумно инициированная полгода назад, уходит в песок. Министр экономического развития и торговли Герман Греф заметил вчера, что на первоначальном этапе целесообразно создать шесть-семь ОЭЗ: четыре-пять техниковнедренческих и две- промышленно-производственные. Такой вывод эксперты МЭРТ, входящие в состав конкурсной комиссии, оценивающей шансы регионов на создание ОЭЗ, сделали по итогам рассмотрения 29 заявок на право создания технико-внедренческих ОЭЗ и 41 заявки на право создания промышленно-производственных ОЭЗ. В своем выступлении Герман Греф не привел обоснований столь высокого отсева претендентов, однако главная причина строгости конкурсной комиссии, вероятно, довольно прозрачна: регионы недостаточно качественно обосновали свои заявки. В российской практике немало историй отвратительного воплощения самых здравых идей. Процесс создания ОЭЗ тоже может попасть в порочный круг: нет хороших заявок - нет ОЭЗ - нет эффекта, ожидавшегося при их создании. Почему нет эффекта? А потому, что нет сильных заявок. П

очему нет сильных заявок? А потому, что ОЭЗ не дают ожидаемого эффекта. Похожая эпопея уже который год происходит, например, с банковским кредитованием любого промышленного производства. Банкиры жалуются на непроработанные заемщиками кредитные заявки и денег им, соответственно, не дают. Промышленники, наблюдая результат рассмотрения поданных заявок, делают вывод: в таких банках денег нам не дадут никогда. Может ли постичь подобная печальная участь и особые зоны? Греф заверил, что после первого отборочного конкурса, результаты которого будут подведены на следующей неделе, пройдет еще один - то ли в следующем, то ли в 2007 году. Такая неопределенность только укрепляет подозрения в незавидных российских перспективах "локомотивов экономики" (или как там еще принято называть ОЭЗ). Вряд ли даже сам министр экономического развития знает, какие вопросы будут стоять в экономической повестке 2007 года и найдется ли там место для особых зон. Жесткий государственный подход по принципу "и сам не ам, и другим не дам" оправдан, скажем, при возможном выборе направлений использования средств, накопленных в стабфонде, то есть в случае, когда речь идет о разовом вливании казенных денег в хозяйственные проекты. Думается, что эксперты МЭРТ достаточно компетентны, чтобы почувствовать разницу между этими ситуациями.

Бизнес