09.06.09

От перевозки – к доставке

В тематике прошедшего 4–6 июня Петербургского международного экономического форума транспортная тематика занимала если не центральное, то по крайней мере видное место. По мнению бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, совершенствование логистических схем – одно из направлений работы по выводу мировой экономики из кризиса. Общий тезис дискуссии «Современные логистические системы», которая состоялась в рамках форума, можно охарактеризовать так: от перевозки к доставке, от технологии к сервису.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, принявший участие в обсуждении, обратил внимание на такой факт: одна из самых эффективных железнодорожных компаний Европы, немецкая Deutsche Bahn более 50% своих доходов получила не от железнодорожного бизнеса, а от смежных операций: автомобильных перевозок, логистических услуг и прочих сегментов. Немцы отказались от того подхода к логистике, который пока еще господствует в России, когда различные виды транспорта существуют как бы отдельно друг от друга, не формируя единой товаропроводящей сети и не стыкуясь друг с другом таким образом, чтобы сделать возможной услугу «от двери до двери». На первый план выходят инфраструктура и технология, и лишь затем российские транспортники обращают внимание на такое понятие, как сервис.

Подобный подход не учитывает интересы клиента, уверен Стэнли Хьюи, главный управляющий директор Hong Kong International Airport – аэропорта, который за последние семь лет шесть раз признавался лучшим в мире. «Логистика – это не инфраструктура, это – сервис. И не технология, а процесс обслуживания клиента».

Ориентация на потребности потребителя – самый главный залог успеха в транспортном бизнесе, уверен г-н Хьюи. Очевиднейшая, казалось бы, вещь, но одно дело – ее понимать, другое – реализовывать на практике. Причем, что любопытно, даже для передовой Германии претворение вышеназванного принципа в жизнь было в свое время проблемой. Президент немецкой European Business School, готовящей менеджеров с акцентом на логистику, Кристофер Янс отметил, что еще не так давно в сфере образования картина серьезно отличалась от сегодняшней. «Мы выпускали много специалистов в области транспорта, которые прекрасно разбирались в технике и технологии, а вот именно менеджеров в логистике с коммерческим подходом не было», – сказал он. Договорные отношения, маркетинг, разработка привлекательного продукта, выведение его на рынок, грамотное позиционирование, финансы, реклама, управление кадрами – всему этому в транспортных вузах не учат, делая упор на типы подвижного состава, судов, системы диспетчеризации, навигации и прочие подобные вещи. В то же время как раз именно они в постиндустриальной экономике становятся конкурентными преимуществами в борьбе за клиента. Безупречное владение технологией перевозки – это то, чем логистическая компания должна владеть по определению. А выстраивание отношений с клиентом, ориентация на его потребности и их удовлетворение – то, что отличает лидеров от просто грамотных участников рынка.

Компания «РЖД», по словам В. Якунина, делает ставку именно на сервис. В частности, холдинг работает над созданием сети транспортно-логистических терминалов, проектом «Транссиб за семь суток» и рядом других инновационных продуктов, параллельно активно занимаясь пополнением кадрового состава молодыми специалистами, мыслящими категорией «доставка», а не «перевозка».

Однако системный подход в логистике не ограничивается тем, что включает в себя работу со всеми видами транспорта и всеми аспектами – от технологии до обслуживания клиентов. Не менее важная сфера, которую необходимо принять во внимание при совершенствовании логистических систем, – финансовая. И точно так же, как компании стараются сформировать новые подходы в обучении специалистов, делая ставку на подготовку менеджеров широкого профиля, а не узконаправленных профессионалов, финансисты ищут ответы на актуальные вопросы путем разработки передовых методов. Одним из них, как сказал председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга Максим Соколов, является выпуск инфраструктурных облигаций. Они являются ценными бумагами с фиксированной доходностью и датами выплаты основного тела долга и процентов, в связи с чем являются привлекательным инструментом как для эмитентов, так и для их держателей. Компании, реализующие крупные инфраструктурные проекты, вполне могут выпускать такие бумаги под гарантии государства, что принесет им необходимые средства, а инвесторы – покупатели облигаций будут уверены в получении стабильного дохода на протяжении значительного периода времени.

РЖД-Партнер; 09.06.09