17.11.05

От теории к практике

"Если в прошлом году мы обсуждали необходимость создания института государственно-частного партнерства только на уровне теории, то теперь настало время конкретных действий", - заявил министр транспорта Игорь Левитин, открывая прошедший "круглый стол" "Инвестиции в транспортную инфраструктуру России: основные проекты".

За 2005 год, отметил министр, были сделаны немалые подвижки в подготовке базы для ГЧП: структурированы проекты, выявлены существующие риски. Ожидается, что 2006 год станет стартовой точкой для реализации проектов в транспортной отрасли на основе взаимодействия государства и частного бизнеса. Такие проекты были представлены на заседании это, в первую очередь, Центральная кольцевая автодорога (Москва), скоростная автодорога Москва Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр (Петербург), морской пассажирский терминал на Васильевском острове в Петербурге, создание авиаузлов на базе аэропортов Кольцово (Екатеринбург) и Храброво (Калининград).

При этом, подчеркнул И. Левитин, проекты, связанные с созданием платных автодорог, представляются наиболее "проблемными" с точки зрения привлечения частного капитала, если учитывать мировой опыт. Среди причин высокая капиталоемкость, долгие сроки окупаемости, наличие существенных рисков, связанных, в частности, с неравномерностью загрузки различных участков трасс. Кроме того, сообщил руководитель ФГУП "Автомобильные дороги России" Олег Шахов, крайне актуальным остается земельный вопрос. Напомним, как только появилась идея создания платных автодорог, вдоль предполагаемых трасс резко подорожала земля, что вызвало скупку участков и спекуляцию ими. По мнению О.Шахова, этот фактор может задержать реализацию проекта по созданию платных автодорог как минимум на полтора года. По мнению И.Левитина, данная проблема может и должна решаться при взаимодействии с местными властями: "Необходимо разработать порядок изъятия земель под транспортные проекты".

РЖД-Партнер