06.04.21

Переход только для контейнеров

Казахстан до середины апреля ввёл ограничения транзита в КНР через Достык

АО «КТЖ – Грузовые перевозки» (дочернее подразделение АО «НК «Казахстан темир жолы», КТЖ ГП) с 5 апреля ввело временный запрет на перевозку всех видов грузов в Китай через погранпереход Достык. Пункт пропуска остаётся открытым только для контейнеров. Наличие альтернативного пути через переход Алтынколь для доставки грузов в Поднебесную пока позволяет операторам продолжать поставки в штатном режиме. Однако пропускная способность перехода Достык значительно выше. В 2020 году через пограничный переход Достык – Алашанькоу в среднем в сутки передавалось 18 поездов, через Алтынколь – Хоргос только восемь. При росте грузопотока ограничения могут коснуться и второго пограничного перехода на границе с КНР.

По словам заместителя генерального директора КТЖ ГП Каната Кобесова, запрет на перевозку всех видов грузов в Китай через погранпереход Достык продлится с 5 по 15 апреля.

«Главная причина принятого решения – несвоевременный приём гружёных составов со стороны Китая. За время действующих ограничений мы планируем снизить вагонопоток для организации эффективного процесса передачи простаивающих вагонов на международных стыках», – пояснил Канат Кобесов.

Ограничения не распространяются только на отправки в контейнерах.

В пресс-службе КТЖ ГП пояснили, что запрет не коснулся контейнеров, так как КНР исправно принимает грузы именно в этом виде подвижного состава.

По словам заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС) Дениса Семенкина, контейнеры в отличие от других видов транспортировки не требуют ручной разгрузки при смене колеи на границе.

«Ширина колеи в КНР составляет 1435 мм, а в РФ и Казахстане – 1520 мм. Все грузы, которые приходят на границу в полувагонах или крытых вагонах, подлежат перегрузке из вагона в вагон с привлечением человеческой силы, – отметил Денис Семенкин. – Контейнеры просто перегружают с платформы одной колеи на платформу другой. Для этого требуется только наличие специальной техники и минимум времени. Сейчас в КНР в связи с пандемией COVID-19 введены санитарно-эпидемиологические требования, при которых требуется минимальный контакт человека с товаром».

Он добавил, что простой вагонов на границе с КНР, а именно на станции Достык, затронул российских операторов давно.

«Сейчас новые поезда в направлении Китая (через пограничный переход Достык) операторы стараются не направлять. На данном направлении работает не так много российских компаний, поэтому потери не так велики», – добавил Денис Семенкин.

Основным российским оператором, перевозящим транзитные грузы в направлении КНР (через Достык), является АО «ОТЛК ЕРА». Грузы компания доставляет в контейнерах, поэтому запрет, введённый КТЖ ГП, их не затронул.

По мнению Дениса Семенкина, далеко не все грузы можно переориентировать под контейнерные перевозки.

«Если на путях клиентов не формируются контейнерные поезда, то такой способ отправки является достаточно проблематичным. Клиенту приходится доставлять товар до станции формирования контейнерного поезда, а это отдельные затраты и время», – пояснил Денис Семенкин.

Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора по оперативной работе ПАО «Первая грузовая компания» Александр Печурин, грузоотправители с октября прошлого года испытывают сложности с доставкой своей продукции или сырья через станцию Достык в Китай. Многие операторы, в том числе ПГК, ограничивают подачу подвижного состава в этом направлении и ищут альтернативные пути доставки грузов.

По словам начальника управления организации перевозок ТОО «ТрансКом» Айдоса Жуматаева, на пограничном переходе Алтынколь – Хоргос (Казахстан – Китай) на данный момент запретов на ввоз продукции нет.

«В период действия данной конвенции (на пограничном переходе Достык) мы приняли решение перевозить железорудное сырьё через станцию Алтынколь. Ранее запланированные объёмы по глинозёму мы будем отгружать после окончания временного запрета. Ферросплавы мы возим в контейнерах, поэтому на данном виде груза конвенция не отразилась», – отметил Айдос Жуматаев.

Как отметил Александр Печурин, данный запрет может оказать положительное действие на создавшуюся ситуацию – позволит исключить дальнейшее скопление гружёных вагонов на этом направлении. Как будет развиваться ситуация дальше, во многом зависит от готовности Китая принимать грузы.

Напомним, с 1 по 15 марта КТЖ ГП уже вводил аналогичные ограничения на перевозку всех видов грузов в Китай через погранпереход Достык.

Гудок