21.06.05

Перевозчики, берегитесь мошенника!

Финская компания "ЛАРС КРОГИУС" известная во всем мире сюрвейерская организация, осуществляющая расследование случаев нанесения ущерба участникам перевозки или страховщику. Директор ее минского представительства Анатолий Шмелев рассказывает о некоторых случаях из своей практики.

Анатолий Васильевич, в ходе организованной БАМАП конференции "Транспорт и логистика" Вы заявили, что в последнее время в области международных перевозок участились случаи мошенничества с использованием услуг Интернет-бирж и что Вам пришлось расследовать уже несколько таких случаев. При каких обстоятельствах становятся возможными подобные инциденты?

Сейчас в интересах страховых компаний наша компания принимает участие в расследовании ряда случаев, когда в цепочке перевозчик экспедитор грузовладелец присутствует заявка через Интернет. Причем, в одном из случаев предполагалась перевозка дорогого и ходового товара мобильных телефонов и запчастей к компьютерам на сумму более 700 тыс. Хотя возможно, что груза могло не быть вовсе, поскольку более всего этот случай напоминает страховое мошенничество. В этом, как и в подобных других случаях, события развивались следующим образом. Российский грузополучатель заявляет о необходимости доставить для него груз из Германии и нанимает для этого иностранного экспедитора (в одном случае это был белорусский экспедитор, в другом литовский). Причем, мы предполагаем, что выбирается экспедиторская компания, которая сама работает с перевозчиками через Интернет. Как только предложение груза размещается в сети, очень быстро, я бы сказал, подозрительно быстро находится соглашающийся на все условия перевозчик. Все делалось в очень короткие сроки, да так, что в одном случае экспедитор даже не удосужился проверить наличие у перевозчика CMR-страхования, а в другом экспедитор не успел получить копию свидетельства о страховании. В одном из случаев литовский перевозчик прибыл на погрузку и несколько дней стоял в ожидании, поскольку номера машины не соответствовали сообщенным ранее. Имеются в таких случаях и книжки МДП, которые потом оказываются подделанными. Загрузившись, машина уезжает и пропадает вместе с грузом. Где-то на второй день после этого перестают отвечать телефоны офиса перевозчика (обычно это мобильные номера). Поскольку в таких случаях задействованы законодательства трех-четырех разных стран, потерпевшим, а это экспедиторы и страховые компании, приходится обращаться в Интерпол, который, надо признать, работает очень медленно.

Что, как Вам кажется, следовало бы предпринять для предотвращения случаев мошенничества с использованием Интернета?

Прежде всего, я считаю, следовало бы обязать организации и фирмы, ответственные за размещение разного рода заявок в Интернете, например, на электронных биржах, требовать и помещать вместе с заявкой дополнительную информацию о том предприятии, от которого заявка исходит. Ну, хотя бы, является ли это предприятие членом соответствующей национальной ассоциации. Еще лучше, если оператор электронной биржи проверит телефоны предлагающей заявку фирмы, наличие и действительность регистрации и соберет сведения о ней в страховых фирмах.

Какие случаи обмана в отношении перевозчика встречались в Вашей практике?

Один из таких случаев произошел в ходе доставки широкоформатных плазменных экранов, которые устанавливаются на улицах и площадях Минска. Перевозка их осуществлялась из Франции. По прибытию в Беларусь на СВХ было обнаружено, что груз имеет повреждения, а именно, был сильно поврежден дорогостоящий груз, находящийся на поддоне со стороны, не видимой для водителя. Как нам удалось установить, водителя при этом целенаправленно отвлекли, частично загрузив и сообщив, что в этот день загрузки больше не будет, а все проблемы он может решить сам, связавшись с главным офисом. В то время, когда он связывался с главным офисом, ему сообщили, что для него нашли еще два транспортных пакета и произвели полную загрузку. Поскольку повреждение визуально не обнаруживалось, ничего не подозревающий водитель отправился в путь.

Мы провели расследование этого случая и установили, что повреждение не могло быть нанесено в ходе транспортировки. Пакет уронил работавший на складском погрузчике рабочий, которого за это уволили, но попытались переложить вину и плату за ущерб на перевозчика.

Один из самых популярных способов обмана в России сейчас заключается в том, что в момент выгрузки товара после прохождения всех таможенных формальностей обнаруживается его недостача, а водитель пишет в объяснительной, что лишь при открытии прицепа заметил, что контрольный шнур был разрезан и затем скреплен с помощью иголки. Причем он указывает, что не может даже предположить, где его обокрали, поскольку он проехал восемь стран, и делал двенадцать остановок, и нигде не замечал ничего подозрительного. Также ничего подозрительного не заметили и на всех таможнях, которые ему пришлось пройти. Мы предполагаем, что в таких случаях на этапе разгрузки водитель просто получает деньги за часть товара, а ответственность перекладывается на хозяина машины и страховую компанию. Вариантом подобного случая можно считать ситуацию, когда в момент выгрузки обнаруживается разрез в верхней части тента.

На каком из этапов процесса перевозки существует наибольшая опасность обмана?

Конечно же, в момент погрузки. Каждому перевозчику следует помнить морское правило: "При погрузке думай о выгрузке".

РЖД Партнер 21.06.05