21.09.05

Перевозчики выезжают на транзите

Рост качественных складских площадей приведет к многократному росту грузооборота за счет транзитной составляющей. По прогнозам Комитета по транспортно-транзитной политике СПб, уже к 2010 г. грузооборот составит 200 млн. тонн в год, против нынешних 75 млн. тонн.

Главная роль здесь отводится железнодорожным и морским перевозкам. Сейчас наибольший прирост грузооборота показывает морской порт, несмотря на трудности крупнейшего стивидора группы ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Все стивидорные компании увеличили перевалку на 15,5% по итогам 8 месяцев 2005 г. - до 37,32 млн. тонн. Сохраняя прежние темпы, портовики могут в 2005 г. превысить показатель грузооборота до 60 млн. тонн против 51,2 млн. тонн в 2004 г. Наибольший рост показывают стивидорные компании, в последние годы проданные ОАО "Морской порт СПб" новым собственникам и активно инвестировавшие в развитие инфраструктуры.

Так, по итогам 7 месяцев 2005 г. рост грузооборота ЗАО "Первый контейнерный терминал" - 35,5% (4,7 млн. тонн), ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" - 29,2% (6,3 млн. тонн), ЗАО "Балтийский балкерный терминал" - 33,2% (2,7 млн. тонн). Лидерами же роста стали компании, занимающиеся перевалкой нефти. При этом, например, рост экспорта железной дороги в Финляндию вырос за 8 месяцев 2005 г. всего на 5,4%. Примечательно, что во многом этот рост обеспечили перевозки муки (+300%) и зерна (+255,7%). В прошлом году они обеспечивали порту наибольший прирост грузооборота (+41%), а в этом году отошли железной дороге. Уступят место Исследовательская группа "ЭКРО-RG" отмечает, что сегодня в Петербурге нет ни одного логистического центра, который бы соответствовал мировым критериям и выполнял роль координатора всех этапов транспортного процесса. Терминалы международного класса А представлены единичными проектами (ЗАО "Интертерминал", ЗАО "НИИНИВИРТА-ТЕРМИНАЛ", ЗАО "Группа Джей Эф Си").

Подавляющее большинство остальных предприятий, по мнению экспертов, либо обычные холодные склады, либо узкоспециализированные терминалы, которые предоставляют не более 2-3 видов логистических услуг. Крупнейшие современные центры строятся сейчас в зоне "Парнас", в зоне "Предпортовая", в районе станции Горская, в Шушарах. Видимо, там и будут складываться основные логистические узлы города, а устаревшие склады, разбросанные по всему городу, утратят свое значение и уступят территорию более рентабельным видам бизнеса. Ключевые операторы рынка логистических услуг Петербурга - предприятия группы ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" - компании петербургского филиала ФГУП "Росморпорт" (ЗАО "Балтийские транспортные системы", ЗАО "Инкотек", ЗАО "МСТ Петербург", ООО "Мортранс", ООО "Русмарин") - мультимодальные логистические компании (ЗАО "Астрос Логистикс Центр", ООО "Авалон Логистикс", ЗАО "Интертерминал", ООО "Национальная логистическая компания", группа компаний "Русская логистическая служба") - международные логистические операторы (FM Logistic, Armadillo, ProLogis).

Деловой Петербург