27.03.07

Петербург подойдет к логистике с логикой

В апреле правительство Петербурга рассмотрит документ, призванный сделать город столицей российской логистики. Это "Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга на 2007–2015 годы".

Петербург должен стать локомотивом роста экономики России, в том числе – за счет развития транспортно-логистических услуг, говорится в документе, подготовленном Комитетом по транзитно-транспортной политике совместно с НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ). Стратегия предлагает единую систему развития транспортного комплекса (порта, автотранспорта, аэропорта, железных дорог), объединенную логической системой, координирующей деятельность всех этих сфер.

Сегодня эти отрасли действуют обособленно, конкурируют между собой, за деятельностью каждой конкретной структуры следит определенный комитет. Отсутствует единая согласованная стратегия развития транспорта, улично-дорожной сети и терминально-складского хозяйства, что приводит к хаотичности и несобранности, а в конечном итоге – к неэффективной транспортной политике города", – говорит глава комитета Андрей Карпов.

В силу своего географического положения Петербург способен занять лидирующее место на международном логистическом рынке. Ежегодно через второй по мощности в России морской порт проходит свыше 57 млн т грузов. Доля экспорта и импорта в этом объеме составляет, соответственно, 78% и 22%. Сам Петербург находится на стыке регионов, где проживает около 10% населения России с наиболее высоким уровнем доходов и покупательной способностью. Однако в Петербурге остается ничтожный процент грузов, а сам порт приносит городу доход менее 1% общего бюджета.

В то же время спрос на грузоперевозки через Большой порт существенно превышает возможности портовых мощностей. В этой ситуации импорт охотно принимают порты Прибалтики и Финляндии: в настоящее время треть российского импорта идет через финские порты. Только из-за недостаточной мощности контейнерных терминалов наш логистический комплекс теряет до 30 млрд рублей в год.

Около 75% новых автомобилей, следующих в Россию, доставляются в финские порты и уже оттуда – автовозами в Россию, а это – нагрузка на пограничные переходы и дороги. Кроме того, на каждой машине финская сторона зарабатывает минимум 100 евро за растаможивание. Потери же России из-за отсутствия портовых терминалов по приему автомобилей оцениваются в 1,3–1,5 млрд рублей в год.

"Стратегия" предполагает сделать ставку на дополнительный сервис, который можно будет предложить импортерам, чтобы поставщикам из Европы было удобно и выгодно общаться напрямую с Россией. Помимо этого, предусматривается ряд конкретных действий по группированию складских помещений в городе, оптимизации вывоза товаров автомобильным транспортом за счет введения специальных магистралей, распределение пришедших грузов на тыловых терминалах и прочее.

Стоимость реализации всей программы ее разработчики назвать затруднились. По словам одного из авторов – Светланы Воронцовой, для этого необходима более детальная проработка проекта. Не исключено, что в "Стратегию" составными частями войдут уже действующие городские программы с выделенным финансированием, как, например, организация подходов к порту и другие ей подобные.

dp.ru; 27.03.07