28.10.19

По принципу взаимной выгоды

Железнодорожные грузоперевозки

Недавно ОАО РЖД признало, что вопреки прогнозам в 2019 году ожидает падение погрузки. Оно составит 0,5%, до 1283,6 млн тонн. Это означает недогруз 6 млн тонн относительно прошлого года. Однако на Свердловской железной дороге погрузка за январь — сентябрь выросла на 1,1% и составила 105,7 млн тонн. Виталий Кущенко, директор Екатеринбургского филиала одного из крупнейших частных операторов в России — Первой грузовой компании (ПГК), рассказал о ситуации в регионе и результатах компании.

— Виталий Степанович, как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке грузовых железнодорожных перевозок Урала в целом?

— Перевозка по железной дороге — это «лакмусовая бумажка», которая отражает реальное положение дел в регионе. Сейчас мы наблюдаем устойчивую положительную динамику. Объемы поставок нарастили металлургические компании, производители промсырья и строительных материалов. По итогам девяти месяцев 2019 года объем перевозок Екатеринбургским филиалом увеличился почти на 2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 7,5 млн тонн. Лучшую динамику показали строительные грузы — рост на 94%, до 747,5 тыс. тонн, гранулированные шлаки — рост на 61%, до 50,3 тыс. тонн, цветная руда и серное сырье — рост на 59%, до 427 тыс. тонн.

Однако в этой бочке меда есть и своя ложка дегтя. Например, увеличение оборота вагона в целом на сети на 10%. Помимо этого, на работу на восточном полигоне железных дорог оказали влияние сезонные путевые ремонтные работы, непростые погодные условия. Исходя из этого, Екатеринбургский филиал ПГК сконцентрировался на взаимодействии с грузоотправителями и местными представителями РЖД, а также на технологических решениях, которые позволяют повысить производительность грузового подвижного состава.

— Как вы оцениваете количество парка на Свердловской магистрали? Наблюдается дефицит или профицит?

— Сейчас мы наблюдаем на СвЖД незначительный профицит вагонов. Отчасти это связано со снижением погрузки каменного угля в Кузбассе. Помимо этого, в этом году на Свердловской магистрали возникла нехватка электровозов, хотя в регионе сосредоточены значительные мощности по их строительству. Особенно ярко эта тенденция проявилась в I полугодии.

— Расскажите, пожалуйста, как работаете с избыточным количеством вагонов? Какие решения применяете?

— Например, привлекаем парк для доставки инертно-строительных грузов, которые в этом году показывают положительную динамику.

— На ежегодной встрече с клиентами в этом году вы говорили, что теперь филиал намерен сконцентрировать усилия на сокращении простоя вагонов под грузовыми операциями. Каким образом?

— Мы ведем активный диалог с грузополучателями по сокращению простоев вагонов под грузовыми операциями и на подъездных путях. Нам важно выстроить отношения по принципу взаимной выгоды — так, чтобы вагон эффективно эксплуатировался и быстро поступал под погрузку туда, где его ждут. Например, в этом году в результате совместной работы с «Газпромнефть-Снабжение» мы сократили простой полувагонов под выгрузкой в Тюменской области на сутки, в ЯНАО — более чем на двое суток. Благодаря взаимодействию с Комбинатом строительных материалов мы на 1,86 суток снизили простой вагонов в Свердловской области. Так что результаты есть.

— Используете ли вы какие-либо технологические решения в своей работе?

— Безусловно. Мы системно работаем над ускорением оборота вагонов и, соответственно, сроков доставки грузов. И наши усилия в этом направлении приносят результат — мы привлекли в этом году дополнительные объемы погрузки.

В качестве действенных мер можно назвать рост числа сдвоенных операций, когда на одной и той же станции вагон сначала разгружается и затем сразу передается под погрузку. В прошлом году доля таких операций у ПГК составила около 70%. Доказала свою эффективность работа по исключению непроизводительных рейсов, а также маршрутизация перевозок, в том числе — техническая, организация ускоренного пропуска транзитных порожних маршрутов.

Все это в комплексе ведет к ускорению оборота вагонов и росту производительности. По итогам прошлого года, например, мы сократили время простоя вагонов под погрузкой с 3,8 до 3,5 суток, а дальность следования вагонов — на 13%, до 601 км. Кроме того, мы оптимизируем временные затраты на подготовку вагонов, выполняя ремонт сразу на станции погрузки, что экономит от 2 до 3 суток. По этой схеме мы работаем с «НЛМК-Урал», «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», Качканарским горно-обогатительным комбинатом и некоторыми другими партнерами.

— Сегодня многие компании делают ставку на цифровые сервисы, что предлагает Екатеринбурский филиал ПГК своим партнерам?

— Наши клиенты очень заинтересовались приложением «Мобильный репортер», которое позволяет проводить оценку технического состояния крытых вагонов и уменьшать простои парка. Для этого нужно сфотографировать неисправный подвижной состав и отправить снимок через приложение специалистам ПГК — мы оперативно решим вопрос. Есть удобный сервис «Личный кабинет», который позволяет с любого устройства отслеживать дислокацию вагонов, управлять погрузкой и взаиморасчетами.

Помимо цифровых сервисов, в портфеле оказываемых услуг еще много предложений, которые ПГК всегда готова предложить своим партнерам. Например, логистический консалтинг.

— Насколько это эффективно?

— Могу привести конкретный пример. Екатеринбургский филиал ПГК как раз подсчитал результаты работы по внедрению промышленной логистики в железнодорожных цехах (ЖДЦ) «НЛМК-Урал» в Березовском и Нижних Сергах. За девять месяцев 2019 года объем перевозок металлургической продукции в Нижних Сергах стал выше на 34 тыс. тонн. Кроме того, улучшены показатели использования парка вагонов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот вагона на станции Нижнесергинская ускорился на 8% (4,23 суток вместо 4,56 суток ранее), а на подъездном пути ЖДЦ в Березовском — на 2%. Совокупный экономический эффект от этих действий — более 2 млн рублей.

Эксперт-Урал