01.11.06

Почему задержан товар?

ФТС России рассмотрена жалоба частного предпринимателя на решения Забайкальской таможни об отказе в принятии таможенных деклараций в связи с представлением для проведения таможенного контроля сертификатов качества, выданных неуполномоченным органом.

По итогам рассмотрения жалобы отказ Забайкальской таможни в принятии таможенных деклараций признан неправомерным в связи со следующим. При принятии обжалуемых решений таможня руководствовалась с пунктом 2 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если при ее подаче не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, к которым пункт 2 статьи 131 Кодекса относит в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Однако представление таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, одновременно является условием выпуска товара (подпункт 3 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, несоблюдения условий выпуска выпуск товаров не осуществляется.

Таким образом, таможенное законодательство связывает соблюдение запретов и ограничений не с возможностью принятия таможенной декларации, а с возможностью выпуска товаров. Для непредставления такой категории документов, необходимых для таможенного оформления, как документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусмотрены специальные последствия в виде невыпуска товара.

Кроме того, вывод Забайкальской таможни о том, что сертификаты качества выданы неуполномоченным органом, был основан на отсутствии в таможенных органах информации о внесении данного учреждения в соответствующий перечень аккредитованных органов. Однако данное обстоятельство не может однозначно свидетельствовать об отсутствии аккредитации.

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации в зависимости от того, установлен ли факт заявления при декларировании недостоверных сведений, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо обнаружены только признаки, указывающие на то, что заявленные сведения могут быть недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, либо проводит дополнительную проверку способом, предусмотренным Кодексом. Выпуск товаров в данном случае производится не позднее одного дня, следующего за днем выполнения указанных требований таможенного органа (пункт 6 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Правовое управление ФТС России

Журнал "Таможня"