23.03.09

Поддерживать экспорт – укреплять экономику страны

В современном мире наиболее процветающими являются те страны, которые активно экспортируют свои товары, осваивают международные рынки. В России внешнеэкономическая политика ориентируется на амбициозные цели – до 2025 года войти в семерку лидеров мировой торговли и в десятку крупнейших экспортеров и импортеров капитала, а долю наукоемких товаров и услуг в экспорте повысить до 25 процентов.

Решение этих задач значительно осложнено. Не везде рады устремлениям России активно осваивать мировой рынок, «волокитится» вступление страны во Всемирную торговую организацию. По данным той же ВТО наша страна занимает 7-е место в мире среди наиболее дискриминируемых торговыми партнерами государств. Против российских товаров введено более 100 ограничительных мер и проводится порядка двух десятков расследований, различного рода пошлины и квоты применяют около 20 стран и Евросоюз. Из-за дискриминации российских производителей на рынках зарубежных государств отечественная экономика теряет около двух миллиардов долларов в год. Барьеров на пути наших экспортеров так много, что доля России в мировой торговле составляет меньше двух процентов.

Наиболее слабые позиции России состоят в том, что в товарной структуре экспорта по-прежнему преобладает сырьевая составляющая при малых объемах продукции с высокой долей добавленной стоимости. Доля экспорта машин и оборудования в страны дальнего зарубежья не дотягивает до 30 процентов, а в страны СНГ – 20. И это несмотря на то, что экспорт продукции отечественного машиностроения с 2000 года вырос более чем в два раза. Сейчас по доле высокотехнологичного экспорта Россия находится на уровне Индии, уступая более чем в пять раз Китаю и в четыре раза Италии, занимая лишь 0,3 процента мирового рынка наукоемкой промышленности.

Анализ мирового опыта показывает, что практически все страны осуществляют регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности на макро- и мезоуровнях. Поддержка экспорта за рубежом представляет собой целую систему взаимодействующих между собой правительственных и неправительственных институтов, к числу которых относятся профильные министерства и ведомства, специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, дипломатические миссии и т.д.

Активная внешнеэкономическая политика – один из важнейших факторов долгосрочного экономического развития с переходом на инновационный путь. В стремлении России стать достойным партнером в мировой торговле все более важную и определяющую роль призвана играть государственная поддержка экспорта и отечественных товаропроизводителей. Это воспринимается как необходимое условие для обеспечения конкурентных преимуществ, защиты интересов отечественных экспортеров и расширения их доступа на внешние рынки, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта.

В октябре минувшего года Правительство РФ одобрило Стратегию внешнеэкономической деятельности России до 2020 года, задав ей ключевые ориентиры на глобальном рынке в ближайшие десятилетия. Согласно стратегии, сырьевая составляющая в структуре отечественной экономики должна уменьшиться, машиностроительная же продукция, наоборот, увеличит свой удельный вес с нынешних 6 до 14 процентов. Государство намерено создать многостороннюю систему поддержки экспорта, особенно это коснется высокотехнологичных отраслей, имеющих хорошие перспективы на внешних рынках.

Реальное развитие ситуации в условиях мирового финансово-экономического кризиса может значительно подкорректировать и состояние внешней торговли, и намеченные цели по ее развитию. Тем не менее основные направления внешнеэкономической политики государства ориентированы на увеличение экспортного потенциала, используя как открывающиеся выгоды для отечественного производителя (изменения валютного курса, взвешенный протекционизм, таможенно-тарифная политика, снижение или «обнуление» вывозных пошлин, использование за- щитных торговых механизмов, субсидии и т.д.), так и учитывая имеющиеся угрозы и риски на мировых рынках.

Во многом содействовать этим процессам призвана таможенная служба – своего рода «регулятор» внешнеэкономических связей. Она в значительной степени способствует реализации действительно продвинутых форм интеграции и снижению издержек от движения услуг, капиталов, товаров и рабочей силы, готова оказывать всестороннюю помощь отечественному бизнесу в его закреплении на основных мировых рынках. Повышение качества таможенного регулирования в интересах создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, защиты отечественных товаропроизводителей и максимального содействия внешнеторговой деятельности – основная цель Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года, которая в полной мере соотносится с Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации на этот же период.

И у региональных таможенных управлений, исходя из их функций и полномочий, есть немалые возможности влиять на развитие внешнеэкономической деятельности, способствовать расширению торговли с соседними государствами и странами дальнего зарубежья, успешной реализации перспективных внешнеэкономических и региональных программ экономического и социального развития, в том числе по поддержке экспорта. Это в полной мере относится и к Южному таможенному управлению.

Несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса и снижение к концу года объемов в строительстве и промышленности, итоги 2008 года сохранили высокие темпы роста основных показателей внешней торговли Южного федерального округа относительно 2007 года. Внешнеторговый оборот оценивается в 28,1 миллиарда долларов и демонстрирует рост на 31,5 процента. При этом физические объемы практически сохранились на уровне 2007 года и составили более 63 миллионов тонн.

Объем экспорта в 2008 году достиг 16,1 миллиарда долларов, увеличившись относительно предшествующего года на 32,5 процента, при этом физические объемы снизились на 3,8 процента и составили 51,6 миллиона тонн. Положительное сальдо торгового баланса составило более 4 миллиардов долларов.

Следует отметить, что на долю готовой продукции (в том числе с глубокой степенью переработки) в экспорте 2007-2008 гг. приходится около трети.

Минеральное топливо в товарной структуре позиционируется на первом месте с долевым участием в 41 процент. Пятую часть экспорта обеспечивают продовольственные товары. Долевое участие в экспорте металлов и изделий из них сократилось с 19,3 до 15,5 процента. Доля машиностроительной продукции выросла с 7,7 до 10,3 процента.

Вместе с тем качественные характеристики экспорта значительно уступают объемам. В Южном регионе в 2007 году стоимость одной тонны импорта в среднем составила 907 долларов, а экспорта – 221 доллар (в 2008 году – 1025 и 312 долларов). Разница впечатляющая. За этими цифрами стоит одна из наиболее существенных проблем сложившейся внешнеторговой деятельности. А именно – преобладание в экспорте сырья, продуктов первичной обработки и низкого уровня передела с невысокой добавленной стоимостью.

По большому счету, соотношение и характеристики экспорта и импорта лишь отражают степень развитости экономики региона, ее сильные и слабые стороны, поэтому теперь жизненно необходимым становится рост эффективности производства, а отсюда – заметное увеличение в структуре южного экспорта доли наукоемких товаров.

В условиях кризисных явлений, а также после вступления России в ВТО отечественным производителям предстоит еще более жесткая конкуренция, которую трудно будет выиграть без «глубоко эшелонированной» поддержки экспортеров со стороны всех уровней власти, законодательных органов, правительственных учреждений, торгпредств, торгово-промышленных палат, объединений экспортеров и т.д., а также все более тесного взаимодействия с ними таможенных органов. Возложенные на таможенников задачи во многом совпадают с объективными интересами бизнеса, субъектов Российской Федерации, других органов местной власти по развитию собственной территории в тесной взаимосвязи с возможностями ближайших соседей. ЮТУ ежеквартально рассылает руководству Южного федерального округа и субъектов Федерации региона сборники таможенной статистики, которые содержат всю необходимую информацию о торговле со странами СНГ и дальнего зарубежья, данные о товарной структуре экспорта и импорта, деятельности участников ВЭД, анализ динамики развития внешнеэкономических связей. Это позволяет на местах объективно прогнозировать положение на внешнем рынке, исследовать его конъюнктуру, включать «административный ресурс» в случае возникновения неблагоприятных ситуаций.

Таможенные органы видят свою задачу в том, чтобы своевременно выявлять негативные торгово-экономические тенденции и, взаимодействуя на всех уровнях власти, пресекать их дальнейшее развитие. В свое время Южным таможенным управлением представлялись в органы власти аналитические материалы, в которых обращалось внимание на значительное увеличение экспорта зерновых и масличных культур с Дона, Кубани и Ставрополья, крайне тревожное положение с контрабандой сахара и ГСМ на российско-украинской границе, на проблему «бросового» экспорта лома черных и цветных металлов через порты Азово-Черноморского бассейна, вывоз с территории Краснодарского края леса ценных пород. Полученная информация легла в основу управленческих решений, что позволило резко ограничить бесконтрольный вывоз товаров, поднять контрактные цены, тем самым увеличить валютные поступления и получить дополнительные платежи в государственный и местный бюджеты.

Данные таможенной статистики играют важную роль и для участников ВЭД. Превосходство в обладании и качестве информации является дополнительным страховочным инструментом и позволяет принимать более обоснованные решения, быть более конкурентоспособным при выходе на внешний рынок. Анализ внешней торговли ЮФО ежеквартально размещается на сайте ЮТУ, публикуется в СМИ, в региональном журнале «Таможня и бизнес. Ревью».

При разработке Целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 годы в основу характеристики состояния внешнеэкономической деятельности были положены данные таможенной статистики, которые свидетельствовали о появлении негативных тенденций в региональном экспортном секторе. Аналогичные документы разрабатывают многие субъекты РФ, но сегодня Ростовская область остается единственным регионом, где поддержка местных экспортеров (в том числе и материальная) закреплена законодательно. В число соисполнителей Программы входит и ЮТУ.

О степени эффективности реализованной Программы можно судить по отдаче, которую продемонстрировал донской экспортоориентрованный сектор. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Ростовской области в 2008 году достиг рекордной отметки за всю историю региона и составил 9,8 миллиарда долларов (34 процента всего внешнеторгового оборота ЮФО). Объем внешней торговли по сравнению с 2007 годом вырос на 28 процентов. Доля экспорта выросла на 7,2 процента и составила 39,2 процента. Пять лет назад значительная часть (около 62 процентов) во внешнеторговом обороте была представлена сырьевой составляющей, в 2007 году этот показатель снизился до 42, остальное – готовая продукция. По официальным данным, с 2007 года каждый пятый рубль в области заработан на внешних рынках.

Регион сделал ставку на экспортную активность как на основное условие роста экономики. В ноябре 2008 года депутаты Законодательного собрания Ростовской области утвердили Целевую программу поддержки экспорта на 2009-2010 годы. При этом увеличены размеры ресурсного ее обеспечения. Расширен отраслевой перечень потенциальных участников Программы – теперь претендовать на поддержку смогут организации транспортной и логистических сфер.

Чтобы стимулировать предприятия-экспортеры к выпуску конкурентной продукции, побудить их к формированию привлекательного имиджа предприятия на внешних рынках, с 2007 года проводится ежегодный конкурс «Лучший экспортер года». При определении победителей за основу берутся данные таможенной статистики ЮТУ.

Кроме этого, представители ЮТУ входят в состав Совета по внешнеэкономической деятельности, который координирует ВЭД на территории Ростовской области, рассматривает экспортные контракты и реестры договоров с сельхозтоваропроизводителями и т.д. При экспорте продукции участники ВЭД должны иметь выписку из протокола заседания Совета, которая учитывается при таможенном оформлении. В свою очередь таможенные органы, расположенные в Ростовской области, информируют Совет обо всех отгружаемых на экспорт партиях данной номенклатуры товаров, контрактах, местах отгрузки, типах и названиях транспортных средств и т.п. Также таможенниками проводится ценовой мониторинг по определенным группам товаров, чтобы не допускать их экспорт по заниженной или завышенной стоимости. Для предотвращения возможных нарушений применяются методы анализа рисков для определения товаров, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

В ноябре 2008 года проведено заседание Совета экспортеров Астраханской области с участием руководителей Астраханской таможни. Состоялся обмен мнениями о влиянии последствий мирового финансового кризиса на внешнеторговый оборот и деятельность экспорто-ориентированных предприятий региона, намечены меры административной поддержки на областном уровне региональных участников ВЭД по стимулированию экспорта, в том числе по устранению излишнего администрирования со стороны таможенных органов, использованию методов негосударственного регулирования, развитию производства и сбыту потенциально экспортной продукции. Совет экспортеров объявил конкурс на звание «Лучший экспортер Астраханской области».

27 января 2009 года министр международных и внешнеэкономических связей Астраханской области А.Н. Ка-бикеев был принят руководителем Федеральной таможенной службы А.Ю. Бельяниновым. Темой встречи стало влияние администрирования на конкурентоспособность и стабильную работу в условиях мирового экономического кризиса основных отраслей, экспор-то-ориентированных предприятий и организаций региона. В частности, обсуждались вопросы создания в зоне действия Астраханской таможни условий, способствующих увеличению внешнеторгового товарооборота, снятия излишних административных и финансовых требований при осуществлении экспортно-импортных операций, что будет способствовать повышению конкурентоспособности астраханских товаров и услуг на внешних рынках. Рассмотрены текущие проблемы, связанные с работой таможенных органов в условиях экономического кризиса, а также возможные меры по активизации внешней торговли Астраханской области со странами Прикаспийского региона.

Несомненно, субъекты Российской Федерации среди антикризисных мер все большее внимание уделяют увеличению экспортного потенциала. И не только за счет стимулирования производства конкурентоспособных товаров, но и развития экспортной инфраструктуры (порты, транспорт, трубопроводы, логистика и т.д.), расширения географии внешней торговли, заключения двусторонних взаимовыгодных договоров со странами дальнего и ближнего зарубежья и др.

Решить часть проблем может развитие логистической инфраструктуры и реализация проектов по значительному увеличению перевалочных мощностей южных портов. Например, ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) планирует в 2009 году ввести в эксплуатацию перевалочный комплекс для экспортных зерновых культур годовой мощностью 2 миллиона тонн в год. Кроме того, в непосредственной близости от ТМТП будет построен новый порт мощностью около 7 миллионов тонн грузов в год, что позволит восполнить дефицит перевалочных мощностей на Черноморском побережье и частично разгрузить российские порты, мощностей которых не хватает для переработки возрастающих экспортных потоков. Проект строительства порта является одним из элементов комплексной программы «Повышение эффективности товаропроводящей системы России» Минтранса РФ.

В марте 2008 года в Геленджике (Краснодарский край) состоялся общероссийский семинар по вопросам организации таможенного оформления и таможенного контроля в морских (речных) пунктах пропуска. Один из наиболее проблемных вопросов – это «сопряженность» таможенного администрирования с производственными мощностями портов и соответствующей инфраструктурой смежных видов транспорта. Логистические схемы морских, железнодорожных и автомобильных перевозок зачастую не согласуются между собой, что создает условия для возникновения очередей судов на рейде, автомобилей перед портами и железнодорожных составов на станциях.

С другой стороны, и таможенники не всегда готовы оформлять грузы настолько быстро и прозрачно, как это требуется. Среди причин такого положения – пробелы в правовом регулировании таможенного дела, недостаточное развитие информационно-технической составляющей, несовершенство таможенной инфраструктуры, что также мешает созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности в портах. Участие в работе семинара представителей Минтранса способствовало налаживанию взаимодействия двух структур, выработке единого понимания и единого подхода к реализации государственной политики в вопросах функционирования морских (речных) портов.

В апреле прошлого года на заседании Совета по морской деятельности Краснодарского края обсуждались перспективы развития портов, проблемы функционирования и обустройства в них пунктов пропуска. На Совете подчеркивалось, что без совместных усилий государственных контролирующих органов и участников технологического процесса перевалки грузов, совершенствования существующей нормативно-правовой базы для морских пунктов пропуска, повышения качества контрольных операций при пересечении государственной границы проблематично решать задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ.

Усилия по наращиванию экспорта должны сочетаться с планомерной организацией работы в местах таможенного оформления. Таможенные и другие контролирующие органы еще нередко находятся как бы в «информационном вакууме» о предстоящих объемах, местах оформления и отгрузки товаров. В связи с этим и возникают ситуации, когда порты, железнодорожные станции не справляются с «нахлынувшими» грузами, особенно в период сезонных пиковых нагрузок. Поэтому необходимы скоординированные усилия всех смежных контролирующих органов и служб, хозяйствующих субъектов для более оперативного оформления товаров и транспортных средств.

Очень важно конструктивное взаимодействие таможенных органов с субъектами Российской Федерации, местными органами власти, заинтересованными ведомствами, когда разрабатываются перспективные промышленно-эконо-мические, инвестиционные проекты, ориентированные на внешний рынок, заключаются долгосрочные контракты на поставку продукции в зарубежье. Это позволяет более целенаправленно оптимизировать работу таможен, таможенных постов, развивать таможенную инфраструктуру на границе, своевременно сосредоточивать усилия на наиболее напряженных направлениях товаропотоков. Во многом этими факторами объяснялась масштабная реорганизация таможенных органов в зоне деятельности Южного таможенного управления. С учетом объемов пасса-жиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей региона в 2007 году осуществлена оптимизация структуры, функций и численности семи таможен ЮТУ – они были преобразованы в таможенные посты.

Благодаря экономическому потенциалу Южного региона, представляющего интерес для иностранных партнеров (более 130 стран мира являются контрагентами участников ВЭД, оформляющих товары в зоне деятельности ЮТУ), в ЮФО открыто семь генеральных консульств (Украины, Армении, Казахстана, Румынии, Турции, Греции, Ирана), работают три почетных консула (Словакии, Франции, Великобритании) и отделение Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, торговые представительства Украины, Италии и Венгрии.

Южное таможенное управление провело ряд рабочих встреч с Генконсульством Турецкой Республики, на которых обсуждались вопросы таможенного сотрудничества, двустороннего обмена информацией, развития внешнеторговых связей и инвестиций между Турцией и Ростовской областью. На рабочих встречах ЮТУ и Астраханской таможни с Генконсульством Исламской Республики Иран обсуждались вопросы совершенствования функционирования транспортного коридора «Север – Юг» и, в частности, Астраханского торгового порта.

Состоялись полезные встречи с Генконсульством Украины, на которых поднимались вопросы приграничного сотрудничества, осуществления сов- местного контроля в пунктах пропуска, разработки упрощенных схем таможенного оформления выставочных экспонатов. Подчеркивалось, что потенциальные экспортеры, в особенности представители малого и среднего бизнеса, сталкиваясь со сложностью таможенных процедур, нередко отказываются от попыток выхода на новые рынки других государств.

Вместе с тем очевидно, что возможности генконсульств, торгпредств в регионе еще слабо используются для развития экспортных отраслей, поиска новых рынков сбыта, совершенствования внешнеэкономических связей.

Более активным становится участие Южного таможенного управления в развитии таможенного сотрудничества с зарубежными коллегами в целях укрепления взаимодействия по таможенным вопросам и обмена информацией о товарах, перемещаемых через границу. В соответствии с Планом мероприятий по исполнению Программы международных связей ФТС России на 2008 год состоялись рабочие встречи ответственных лиц ЮТУ с представителями Луганской (30 июля) и Одесской (30 сентября) таможен ГТС Украины, Департамента таможенного контроля по Атырауской области КТК МФ Республики Казахстан (10 ноября), Хачмазского таможенного управления ГТК Азербайджанской Республики (16 декабря).

Все большее значение придается кардинальному улучшению таможенного администрирования, созданию оптимальных условий для перемещения внешнеторговых грузов через границу. Южная граница обустраивается все более интенсивно, особенно в последние годы. До настоящего времени на юге было построено и введено в строй шесть современных автомобильных пунктов пропуска (Нижний Зарамаг в Северной Осетии, Яраг-Казмаляр и Ново-Филя в Дагестане, Куйбышево-2, Новошахтинск, Гуково в Ростовской области). В 2009 году планируется ввести в строй МАПП Матвеев Курган Таганрогской, Донецк Миллеровской и Тагиркент-Казмаляр Дагестанской таможен. Всего же к 2010 году будут построены по постоянной схеме еще 11 автомобильных пунктов пропуска, оснащенных на уровне международных стандартов.

В интересах более эффективного содействия внешнеэкономической деятельности, снижения издержек участников ВЭД и устранения барьеров на пути товаров таможенные органы все активнее реализуют меры по ускорению и упрощению таможенных процедур, внедрению современных технологий.

В решении проблем в существующих таможенных технологиях, порядках таможенного оформления и контроля экспортно-импортных операций все более важное значение придается построению конструктивного и открытого диалога с бизнес-сообществом. С 2003 года действует соглашение о сотрудничестве Южного таможенного управления и Ассоциации Торгово-промышленных палат Южного федерального округа. Таможни региона на договорной основе осуществляют взаимодействие с территориальными подразделениями ТПП. При Южном таможенном управлении, Волгоградской и Северо-Осетинской таможнях функционируют Консультативные советы по работе с участниками ВЭД.

В октябре 2008 года журнал «Эксперт-Юг» провел конференцию экспортеров Южного федерального округа. В рамках конференции журнал презентовал первый рейтинг крупнейших экспортеров ЮФО. Цель проекта – определить наиболее крупные предприятия региона, выявить изменения внешнеэкономической активности предприятий в отраслевом и географическом разрезе. В дискуссиях о развитии экспортной деятельности, модернизации экспортной инфраструктуры региона активное участие приняли представители ЮТУ.

Южнороссийские таможенники стремятся успешно решать задачи обеспечения внешнеторгового оборота и его экспортной составляющей, привлечения инвестиций, содействовать главному стабилизирующему фактору – укреплению экономики региона. И самые широкие перспективы для этого открываются в связи с реализацией Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года, специализированных программ и планов ФТС России.

Журнал "Таможня" №5 март 2009г.