12.09.06

Погранпереход новый, проблемы старые

Новый автомобильный погранпереход Брусничное в Ленинградской области между Россией и Финляндией, введенный в эксплуатацию в сентябре, обещает разгрузить известный грандиозными пробками переезд Торфяновка, но всех проблем не решит. Чтобы избавиться от перманентных заторов, российским таможенникам необходимо применять современные технологии декларирования грузов и досмотра транспортных средств. А перенять их можно у тех же финнов...

Несколько лет назад Финляндия и Россия решили перенести связку погранпереходов Нуйямаа-Брусничное на новое место, одновременно расширив их функциональные возможности. К слову, Брусничное уже давно вызывало нарекания у автоперевозчиков из-за своих ограниченных ресурсов: тесного помещения, в котором не хватало мест всем желающим "завизировать" документы, а также из-за отсутствия выделенных специальных полос для грузового и пассажирского транспорта. В результате основной поток транспорта шел через соседний переход Торфяновка, создавая таможенникам, пограничникам и самим водителям проблемы, связанные с заторами, простоями и в конечном счете убытками.

Так называемое Брусничное-2 гораздо шире и просторнее, чем его "предшественник", полосы разделены на пассажирские и грузовые. Заместитель Северо-Западного филиала Ассоциации автомобильных автоперевозчиков (АСМАП) Константин Шаршаков отмечает, что Торфяновка теперь получит серьезную подмогу от своего соседа, но все проблемы новый погранпереход все равно не снимет.

К.Шаршаков приводит следующие цифры: проверка документов на груз, который везет трейлер, на финской таможне занимает 38 секунд именно столько времени требуется в среднем инспектору, чтобы сверить пришедшие в электронном виде документы с теми, которые есть у водителя. Миновав нейтральную полосу, автоперевозчик упирается в российскую таможню, которая будет проверять его уже минимум 15 минут. Стоит упомянуть и о том, что количество персонала таможенных и пограничных служб с обеих сторон границы несопоставимо россиян гораздо больше, чем финнов, что говорит о кратном превосходстве наших соседей в эффективности.

Министр транспорта Игорь Левитин сообщил журналистам, что с вводом Брусничного, обходной дороги вокруг Выборга и запуском восточной части кольцевой автодороги Санкт-Петербурга наконец-то появилась возможность довести груз из Финляндии в Москву, минуя крупные населенные пункты.

Финны, в свою очередь, во время торжественной церемонии дали российским транспортникам рекомендацию. "Возможности современной техники должны использоваться полностью, это позволит выстроить эффективные логистические цепочки. А логистика основа современной экономики", - заявили представители финской таможни.

Думается, что российским транспортным властям, хоть они и не властны над Федеральной таможенной службой, все же стоит прислушаться к советам финских коллег. Ведь не для того же Минтранс тратил 100 млн.рублей на новый погранпереход и устроил "нон-стоп" по маршруту Финляндия-Москва, чтобы потерять весь потенциальный эффект из-за устаревших таможенных технологий?

РЖД-Партнер; 12.09.06